Педагогический дизайн: три стратегии в организации курсов
1. Инструментальная стратегия
Учебный курс используется как источник информации, включенной в контекст практической деятельности.
Здесь:
- Содержание курса выступает средством достижения той или иной практической цели
- Тренер или преподаватель задает эту цель, доводит ее до обучаемого
- Управляемость процесса обучения и контроль его результатов вполне достижимы
- Тренер/преподаватель/автор единолично господствует над процессом обучения, подчиняя его своим убеждениям, стереотипам и вкусу
Данная стратегия наиболее уместна для вооружения персонала необходимыми знаниями, умениями и навыками. Соответствие учебного содержания практической задаче прозрачно и в принципе контролируемо
Инструментальная стратегия является наиболее традиционной и популярной. Она требует скорее преподавателя, нежели тренера. Относительно легко реализуема в «живом» и электронном видах, начиная от лекций и стандартных э-книг с тестами и заканчивая высокодинамичными «живыми» тренингами и электронными симуляциями
2. Презентационная стратегия
Данная стратегия направлена на внушение обучаемому неких ценностей и идеалов. Она не требует рациональных процедур, а подразумевает принятие учебной информации как некого сокровенного знания, критическое отношение к которому в принципе нежелательно. Например, банку N заблагорассудилось внушить новым сотрудникам, что его бизнес-сила— в них самих, а сотовому оператору L — что к коллегам нужно относится так же профессионально, как и к клиентам
Здесь:
- Содержание курсов носит некий близкий к сакральному характер, требует принятия знаний на веру зачастую вопреки разуму и жизненному опыту
- Тренер/преподаватель/автор является проводником знания (медиумом), его задача ― обеспечить открытость обучаемого к бузусловному восприятию неких корпоративных ценностей, норм и идеалов
- От обучаемого требуется безусловное принятие транслируемого знания, он должен таким знанием проникнуться
- Контроль промежуточных и конечного результат затруднен (вынужденно принимается на веру), по меньшей мере, во временных границах самого учебного процесса
Компании заинтересованы в реализации такой стратегии обычно в курсах, призванных обеспечить адаптацию новых сотрудников, восприятие требований корпоративной культуры, норм профессиональной этики и этикета. На мой взгляд, именно подобного рода курсы удаются хуже всего главным образом из-за того, что «сакральная» цель подобной стратегии на практике достигается не соответствующими ей средствами, а обычно характерными для инструментальной. В результате у обучаемых возникает отнюдь не лучшее впечатление не только о курсе, но и ироничное отношении к компании в целом.
Именно в презентационной стратегии, куда больше, чем в других, востребована харизматичность транслятора знания. Будь то тренер или э-курс
3. Интерактивная стратегия
Интерактивная стратегия рассчитана не столько на трансляцию знаний, умений и навыков, сколько на ответную реакцию обучаемого на них. В данной стратегии ведущим образовательным процессом становится не преподавание, а учение
Здесь обучаемый демонстрирует особую активность:
- Задает вопросы
- Интерпретирует полученную информацию
- Самостоятельно относит ее к тому или иному классу
- Соотносит ее с собственными знаниями, опытом и/или деятельностью, изменяя их, расширяя (сужая) их границы
Чтобы обучаться, обучаемый принимает участие в неких коммуникативных действиях (обычно условных, учебных), являющихся для него актом экспериментирования над собой. Результаты подобного экспериментирования, как правило, неожиданны для самого обучаемого. Они то и могут явиться результатами обучения, если на их основе станут
- приниматься решения
- предприниматься практические действия
Контролируемыми параметрами при такой стратегии обучения становятся уникальность, новизна, оргинальности и креативность.
Нужна ли такая стратегия массовому отечественному бизнес-образованию или она так и останется «личным делом» отдельных тренеров и педагогических дизайнеров, вот в чем вопрос