Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Педагогический дизайн: невидимые очевидности

Специфика дистанционно обучения по сравнению с очным состоит в том, что учебная коммуникация при ДО осуществляется в основном посредством и по поводу контента.

В свою очередь, порядок работы с контентом по умолчанию задается целым рядом неписанных и невидимых правил. Эти правила являются обыденными, само собой разумеющимися и характеризуются привычностью определенных действий, рутинностью их воспроизведения, согласованностью, повторяемостью и внутренней непротиворечивостью.

Внешне это выглядит весьма прозаично: обучаемый садится за компьютер, получает от него наборы сообщений и вопросов, выполняет некоторые привычные манипуляции и в той или иной форме отчитывается о результатах такой коммуникации. Если же копнуть глубже, в ситуации корпоративного ДО мы имеем дело не только и не столько с контентом, сколько с более широкой системой отношений, включающей, как минимум
  • роль и место обучаемого в компании,
  • позицию авторов контента,
  • ожидания обучаемого, заказчиков и тьюторов от учебного процесса,
  • тип учебной коммуникации
  • и степень дружественности интеракций между контентом и человеком.

В системе этих отношений контент выступает лишь посредником между обучаемым и реальностью, между сотрудником и его организационной деятельностью. По большому счету, статус контента весьма сомнителен, поскольку содержанием образования вступает не контент как таковой, а некая реальность, которую он должен адекватно репрезентировать. Отсюда вытекают те самые неочевидные и неосознаваемые банальные правила, игнорирование которых не идет на пользу подготовке персонала.

Как ни странно, эти правила в силу их самоочевидности практически не озвучиваются и не транслируются. Они не принимаются во внимание при подготовке педдизайнеров и тьюторов. Все или некоторые из них зачастую пребывают за порогом сознания авторов курсов.

Те самые правила:

1. Контент в бизнес-образовании — это прежде всего посредник между человеком и его повседневной практикой. Он не должен заслонять собой реальности или затруднять ее восприятие. Он должен быть так же незаметен, как незаметен, неосознаваем и естественен процесс дыхания в здоровых легких.

Злоупотребление «личным мнением» автора, неоправданное украшательство контента, вычурный или обремененный терминами язык, игривость и развлекательность сюжетных ходов не должны отвлекать обучаемого от реальности. Увы, печальными образчиками увода обучаемых от корпоративной реальности часто выступают, к примеру, так называемые адаптационны курсы для новых сотрудников, декларирующие мифические корпоративные ценности, которые на практике не только не реализуются, но и попираются.

2. Контент, сообщающий нечто обучаемому, должен быть ясным и прозрачным. Следовательно, его восприятие и понимание не должно быть проблематичным (в смысле восприятия) для обучаемого. Он «поглощается» с доверием, как нечто само собой разумеющееся, видимое, однако незамечаемое. (Примечание. Не следует путать непроблематичность текста к проблемным изложением материала. Последнее как раз является одной из возможных предпосылок прозрачности сообщения иноформации о реальном)

Неслучайно, надо полагать, в нашем блоге большое внимание уделяется чистоте языка контента и дружественности учебного интерфейса, ясности тестов и пр. Обучаемый ожидает от контента прозрачности. Разочарование в таком ожидании делает контент в его глазах нарочито усложненным, искусственным и заумным. В итоге он вызывает у учащихся дискомфорт (в итоге обесценивается, отрицается, в пределе — игнорируется, вызывает апатию или агрессию).

3. В восприятии обучаемого нормальный контент выступает как некая непротиворечивая целостность, даже если он внутренне противоречив. Чтобы отвечать этому требованию, контент каждого отдельного курса должен выражать некую целостную (тотальную) идею, а не быть набором разрозненных правил и инструкций. Выражаемая в контенте целостная идея соотносится с реальностью в двух плоскостях: а) отражает наличное или желаемое положение дел; б) содержит информацию по поддержанию или изменению имеющегося положения дел (hard skills) или изменению себя в рамках той или иной реальной ситуации (soft skills).

Обучаемый ожидает от контента наличия подобной идеи, выражающей определенную сущность, придающую смысл изучению курса в целом. Идея требует внятного выражения и подчиненеия ей всего содержания контента. В противном случае смысл учения оказывается недостаточно прозрачным.

4. Интегральное восприятие контента обучаемым в корпортивном образовании направлено на выяснение того, «зачем мне это надо». Без учета целесообразности обучения с точки зрения сотрудника контент не обеспечит его мотивации к учению ("неинтересный контент"). Ради этого контент с необходимой долей определенности должен «говорить» обучаемому: «Я хочу от вас …»

5. Обучаемый имеет право относится к контенту, т.е. соглашаться или не соглашаться с точкой зрения его авторов и/или запросом заказчика обучения. Отсутствие у обучаемого возможности выразить согласие или несогласие с контеном перекрывает возможности его субъективной интерпретации, креативному отношению к контенту и, как следствие, стоящей за ним реальности.

Реализация этого правила в условиях ДО, прежде всего в электронных курсах, к великому сожалению, практически не встречается.

Перечисленные правила (корректнее было бы назвать их допущениями или установками, действующими преимущественно неосознаваемо), на наш взгляд, делают контент действенным, так сказать, по умолчанию. Остальное – дело психолого-педагогической техники и компетентности в предметной области.

Игнорирование этих неявных правил, к примеру, аутентичности контента и реальности, идейной целостности курса и его непротиворечивости; делает процесс обучения далеким от совершенства. В итоге взаимодействие обучаемого с контентом переводится из поля реальности в игру со словами, хохмачками, мультиками и прочими «рюшечками» мультимедиа. Уходит из области содержаний — в формальные игры с итоговым контролем, имеющие весьма отдаленное отношение к организационной реальности и практической деятельности обучаемого.

Нужно ли учить специалистов ДО этим неочевидным правилам, как, где, когда? Что думаете, коллеги?



Популярные сообщения из этого блога

Обновленная версия Courselab Online

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Как создать курс для мобильного устройства без специальных знаний?

Новый вирутальный класс Websoft

Как создать клиентоориентированную СДО и увеличивать число пользователей ежемесячно: кейс ПАО ЧТПЗ