Педагогический дизайн: невидимые очевидности
В свою очередь, порядок работы с контентом по умолчанию задается целым рядом неписанных и невидимых правил. Эти правила являются обыденными, само собой разумеющимися и характеризуются привычностью определенных действий, рутинностью их воспроизведения, согласованностью, повторяемостью и внутренней непротиворечивостью.
Внешне это выглядит весьма прозаично: обучаемый садится за компьютер, получает от него наборы сообщений и вопросов, выполняет некоторые привычные манипуляции и в той или иной форме отчитывается о результатах такой коммуникации. Если же копнуть глубже, в ситуации корпоративного ДО мы имеем дело не только и не столько с контентом, сколько с более широкой системой отношений, включающей, как минимум
- роль и место обучаемого в компании,
- позицию авторов контента,
- ожидания обучаемого, заказчиков и тьюторов от учебного процесса,
- тип учебной коммуникации
- и степень дружественности интеракций между контентом и человеком.
В системе этих отношений контент выступает лишь посредником между обучаемым и реальностью, между сотрудником и его организационной деятельностью. По большому счету, статус контента весьма сомнителен, поскольку содержанием образования вступает не контент как таковой, а некая реальность, которую он должен адекватно репрезентировать. Отсюда вытекают те самые неочевидные и неосознаваемые банальные правила, игнорирование которых не идет на пользу подготовке персонала.
Как ни странно, эти правила в силу их самоочевидности практически не озвучиваются и не транслируются. Они не принимаются во внимание при подготовке педдизайнеров и тьюторов. Все или некоторые из них зачастую пребывают за порогом сознания авторов курсов.
Те самые правила:
1. Контент в бизнес-образовании — это прежде всего посредник между человеком и его повседневной практикой. Он не должен заслонять собой реальности или затруднять ее восприятие. Он должен быть так же незаметен, как незаметен, неосознаваем и естественен процесс дыхания в здоровых легких.
Злоупотребление «личным мнением» автора, неоправданное украшательство контента, вычурный или обремененный терминами язык, игривость и развлекательность сюжетных ходов не должны отвлекать обучаемого от реальности. Увы, печальными образчиками увода обучаемых от корпоративной реальности часто выступают, к примеру, так называемые адаптационны курсы для новых сотрудников, декларирующие мифические корпоративные ценности, которые на практике не только не реализуются, но и попираются.
2. Контент, сообщающий нечто обучаемому, должен быть ясным и прозрачным. Следовательно, его восприятие и понимание не должно быть проблематичным (в смысле восприятия) для обучаемого. Он «поглощается» с доверием, как нечто само собой разумеющееся, видимое, однако незамечаемое. (Примечание. Не следует путать непроблематичность текста к проблемным изложением материала. Последнее как раз является одной из возможных предпосылок прозрачности сообщения иноформации о реальном)
Неслучайно, надо полагать, в нашем блоге большое внимание уделяется чистоте языка контента и дружественности учебного интерфейса, ясности тестов и пр. Обучаемый ожидает от контента прозрачности. Разочарование в таком ожидании делает контент в его глазах нарочито усложненным, искусственным и заумным. В итоге он вызывает у учащихся дискомфорт (в итоге обесценивается, отрицается, в пределе — игнорируется, вызывает апатию или агрессию).
3. В восприятии обучаемого нормальный контент выступает как некая непротиворечивая целостность, даже если он внутренне противоречив. Чтобы отвечать этому требованию, контент каждого отдельного курса должен выражать некую целостную (тотальную) идею, а не быть набором разрозненных правил и инструкций. Выражаемая в контенте целостная идея соотносится с реальностью в двух плоскостях: а) отражает наличное или желаемое положение дел; б) содержит информацию по поддержанию или изменению имеющегося положения дел (hard skills) или изменению себя в рамках той или иной реальной ситуации (soft skills).
Обучаемый ожидает от контента наличия подобной идеи, выражающей определенную сущность, придающую смысл изучению курса в целом. Идея требует внятного выражения и подчиненеия ей всего содержания контента. В противном случае смысл учения оказывается недостаточно прозрачным.
4. Интегральное восприятие контента обучаемым в корпортивном образовании направлено на выяснение того, «зачем мне это надо». Без учета целесообразности обучения с точки зрения сотрудника контент не обеспечит его мотивации к учению ("неинтересный контент"). Ради этого контент с необходимой долей определенности должен «говорить» обучаемому: «Я хочу от вас …»
5. Обучаемый имеет право относится к контенту, т.е. соглашаться или не соглашаться с точкой зрения его авторов и/или запросом заказчика обучения. Отсутствие у обучаемого возможности выразить согласие или несогласие с контеном перекрывает возможности его субъективной интерпретации, креативному отношению к контенту и, как следствие, стоящей за ним реальности.
Реализация этого правила в условиях ДО, прежде всего в электронных курсах, к великому сожалению, практически не встречается.
Перечисленные правила (корректнее было бы назвать их допущениями или установками, действующими преимущественно неосознаваемо), на наш взгляд, делают контент действенным, так сказать, по умолчанию. Остальное – дело психолого-педагогической техники и компетентности в предметной области.
Игнорирование этих неявных правил, к примеру, аутентичности контента и реальности, идейной целостности курса и его непротиворечивости; делает процесс обучения далеким от совершенства. В итоге взаимодействие обучаемого с контентом переводится из поля реальности в игру со словами, хохмачками, мультиками и прочими «рюшечками» мультимедиа. Уходит из области содержаний — в формальные игры с итоговым контролем, имеющие весьма отдаленное отношение к организационной реальности и практической деятельности обучаемого.
Нужно ли учить специалистов ДО этим неочевидным правилам, как, где, когда? Что думаете, коллеги?