Речевое сопровождение в е-курсах
По результатам дебатов о пользе и вреде озвучивания курсов в группе экспертов, организованной компанией Brandon-Hall (ссылка, к сожалению, закрыта), были сделаны следующие выводы. Как мне кажется, довольно правильные.
1. Даже если в курсе не используется речевое сопровождение, для некоторых ключевых моментов (и для некоторых учащихся) может быть полезным. Это может быть, например, специальная кнопка "Прослушать текст". Такой альтернативный режим позволяет, с одной стороны, не вызывать отторжения (в отличие от постоянно включенного спопровождения), с другой - способствовать лучшему восприятию (обучаемый сам сделал выбор - следовательно, настроен на восприятие лучше, чем при насильственном прослушивании).
2. Лучший результат при этом достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые точки.
3. Одновременное наличие речевого сопровождения и читаемого текста на экране, как правило, воспринимается скорее негативно (за исключением тех, для кого язык обучения не родной - для них это хорошая "шпаргалка"). Большинство обучаемых читают текст гораздо быстрее, чем говорит диктор, что быстро начинает раздражать.
4. Наличие длинных текстов, которые читаются диктором не дословно, с различными вариациями, очень сильно отвлекает обучаемого от собственно темы обучения на поиск несоответствий, что крайне вредно для процесса обучения.
5. Использование текстов, произносимых от первого или второго лица в значительной степени способствует вовлечению обучаемого в процесс. Обучаемому естественнее воспринимать тексты с обращениями "вы" или "мы".
6. Если есть возможность использовать в курсе виртуальных персонажей (агентов), способных "общаться" с обучаемым от первого лица, то эффективность восприятия темы значительно возрастает. Хорошо, если используемый персонаж близок аудитории курса (возраст, внешний вид, характерные жесты и т.п.). Дополнительный эффект дает в этом случае использование специфических речевых акцентов, добавляющих естественности (соответствующих "характеру" персонажа). В сравнении с обычным чтением текстов диктором такой способ донесения текста значительно более эффективен.