Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Распределение степеней активности и свободы между э- курсом и учащимся

Читал намедни «Основы технологии группового тренинга» И.В. Вачкова (М.: «Ось-89», 1999) о степени распределения активности между ведущим и участниками тренинга. Цитирую практически дословно, только заменив слово «тренинг» на «электронное обучение» и убрав лишние психологические и добавив педагогические словечки. Вот что вышло:

1. Электронное обучение «как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные»… по мнению средства обучения;
2. Электронное обучение «как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка» знаний, умений и навыков;
3. «Электронное обучение как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача … знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4. «Электронное обучение как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных … проблем»

Позволительно ли таким образом описывать и классифицировать процессы е-learning?

Нетрудно заметить, позиции в приведенном выше списке расположены по степени убывания авторитарности преподающего (е-курса) и возрастания активности и ответственности за происходящее учение тех, кого обучают.
В итоге, можно попробовать, опираясь на мысли И.Вачкова классифицировать роль преподающего (средства обучения) по следующим ролям:
1. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов».
2. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков.»
3. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них».
4. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений»

ИМХО, «все профессии нужны, все профессии важны». Профессиональные илёнинцы могут и должны уметь создавать свои продукты во всех 4-х видах, уметь назначать курсам все 4 роли в зависимости от актуальных задач и цели обучения.
Дело за малым: научиться делать электронные средства обучения, способные выполнять каждую из перечисленных выше ролей. Возможно, ради этого придется от ЛМСных слайдовых курсов переходит к е-тренингам, в том числе и ЛМСным.

Популярные сообщения из этого блога

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации