О подходах к научению и одном критерии качества е-курсов
Приведу выдержки из описания различных мотивационных подходов студентов (и повышающих квалификацию лиц) к научению, которые были выведены Patricia Hughes – старшим лектором по психотерапии и медицинскому образованию из The Royal College of Psychiatrists (Великобритния)
«Подходы к научению
На качество научения человека в значительной степени влияет мотивация.
a) Приобретение поверхностных знаний мотивируется желанием окончить курс и избежать провала. Этот подход к научению характеризуется механическим заучиванием и простым запоминанием фактов. Как следствие, уровень понимания — весьма поверхностный.
б) Приобретение глубоких знаний мотивируется желанием понять предмет. Пути достижения этой цели различны, однако предполагается логичный последовательный подход, предусматривающий оценку доказательств, связывание новых знаний с полученными ранее, использование аналогий, а также проработку материала, который пригодится студенту для его работы в настоящем и в будущем.
в) Стратегическое научение мотивируется желанием хорошо сдать экзамены или добиться поощрения. Студент, который использует этот подход, будет думать о том, какой из двух подходов — получение поверхностных или глубоких знаний — будет максимально соответствовать поставленной в каждом случае цели.
Хотя некоторые студенты являются неисправимыми “поверхностными” учениками, многие из них используют эти подходы в разное время и в зависимости от обстоятельств. Этот наиболее эффективный подход получил название “универсальный ученик”, который стремится получить глубокие знания, прибегая при этом также к механическому заучиванию, чтобы закрепить знание фактического материала, подтверждающего основные принципы.»
Такая классификация представляется очень полезной и для разработчиков электронных курсов, так как позволяют осмыслить и определиться (отрефлексировать)
1) На какой из типов мотивации учащихся ориентированы создаваемые ими курсы;
2) Какой из типов мотивации доминирует при составлении курсов у самих их разработчиков.
Более того, а не стоит ли использовать подобную «шкалу мотивации» в качестве одного из критериев при оценивании качества курсов, например, на ежегодном конкурсе курсов, который проводит компания WebSoft?
«Подходы к научению
На качество научения человека в значительной степени влияет мотивация.
a) Приобретение поверхностных знаний мотивируется желанием окончить курс и избежать провала. Этот подход к научению характеризуется механическим заучиванием и простым запоминанием фактов. Как следствие, уровень понимания — весьма поверхностный.
б) Приобретение глубоких знаний мотивируется желанием понять предмет. Пути достижения этой цели различны, однако предполагается логичный последовательный подход, предусматривающий оценку доказательств, связывание новых знаний с полученными ранее, использование аналогий, а также проработку материала, который пригодится студенту для его работы в настоящем и в будущем.
в) Стратегическое научение мотивируется желанием хорошо сдать экзамены или добиться поощрения. Студент, который использует этот подход, будет думать о том, какой из двух подходов — получение поверхностных или глубоких знаний — будет максимально соответствовать поставленной в каждом случае цели.
Хотя некоторые студенты являются неисправимыми “поверхностными” учениками, многие из них используют эти подходы в разное время и в зависимости от обстоятельств. Этот наиболее эффективный подход получил название “универсальный ученик”, который стремится получить глубокие знания, прибегая при этом также к механическому заучиванию, чтобы закрепить знание фактического материала, подтверждающего основные принципы.»
Такая классификация представляется очень полезной и для разработчиков электронных курсов, так как позволяют осмыслить и определиться (отрефлексировать)
1) На какой из типов мотивации учащихся ориентированы создаваемые ими курсы;
2) Какой из типов мотивации доминирует при составлении курсов у самих их разработчиков.
Более того, а не стоит ли использовать подобную «шкалу мотивации» в качестве одного из критериев при оценивании качества курсов, например, на ежегодном конкурсе курсов, который проводит компания WebSoft?