Мотивировать по обстоятельствам
Годами муссируется тема о мотивации аудитории к e-learning. В последнее время чаще всего попадаются соображения, что eL ученик должен обладать особыми - усиленными - волевыми качествами и жаждой к познанию. Разработчики же пытаются поддержать волю к учению и страсть к познанию то ярким визуальным рядом, то упрощенным донельзя языком, то заигрыванием с ориентировочным рефлексом и рефлексом "что это", то вау-интеракциями, смысл которых недоступен даже их сочинителям.
Ответ же на вопрос о мотивации взрослой аудитории к учению найден давно, еще до эры eL: создайте учащимся такие условия, чтобы освоение знаний и действий было им выгодно, а главное - чтобы их применение должным образом в нужных обстоятельствах поощрялось и вознаграждалось, а неадекватное использование изученного - осуждалось.
Мало обучить. Более того, бессмысленно и чревато ... ... ... /впишите нужное/ обучать тому, что не может быть вменяемо, легко и беспрепятственно применено в обстоятельствах N, а тем более, применение чего сопряжено с преодолением трудностей на том рабочем месте, трудиться на котором тебя готовят. К примеру, участвую сейчас в одном сетевом курсе по стратегиям eL в компаниях (и вузах). Много внимания уделяется технологиям сетевого обучения. На форумах, гуглдоксах и блогах стоит стон: а кто нам это позволит, где предписанная сверху стратегия, кто ее будет писать/разрешать? все изучаемое хорошо и красиво, да больно хлопотно и себе дороже... И немногим в голову приходит, что стратегия обучения - это также искусство возможного в конкретных, реальных, а не предполагаемых обстоятельствах.
Пример 2. В некой компании провели опрос рядовых сотрудников. Было выявлено (о, ужас!), что линейные менеджеры грубы и неласковы с самым ценным ресурсом компании, типа людьми. Нашли выход: электронно обучить линейных менеджменту в стиле коучинга. Нюанс только в том, что сложно нижнему менеджменту коучировать своих подчиненных, когда им управляют авторитарно и требует результатов работы в том же стиле. Вот и выходит, что обучение не столько решает проблемы бизнеса, сколько усугубляет старые + создает новые.
Коллеги, будем реалистами: станем учить тому, что здесь и сейчас выгодно и полезно аудитории и бизнесу. Организуем учебный процесс так, чтобы избегать его стало себе дороже, а не наоборот.
Ответ же на вопрос о мотивации взрослой аудитории к учению найден давно, еще до эры eL: создайте учащимся такие условия, чтобы освоение знаний и действий было им выгодно, а главное - чтобы их применение должным образом в нужных обстоятельствах поощрялось и вознаграждалось, а неадекватное использование изученного - осуждалось.
Мало обучить. Более того, бессмысленно и чревато ... ... ... /впишите нужное/ обучать тому, что не может быть вменяемо, легко и беспрепятственно применено в обстоятельствах N, а тем более, применение чего сопряжено с преодолением трудностей на том рабочем месте, трудиться на котором тебя готовят. К примеру, участвую сейчас в одном сетевом курсе по стратегиям eL в компаниях (и вузах). Много внимания уделяется технологиям сетевого обучения. На форумах, гуглдоксах и блогах стоит стон: а кто нам это позволит, где предписанная сверху стратегия, кто ее будет писать/разрешать? все изучаемое хорошо и красиво, да больно хлопотно и себе дороже... И немногим в голову приходит, что стратегия обучения - это также искусство возможного в конкретных, реальных, а не предполагаемых обстоятельствах.
Пример 2. В некой компании провели опрос рядовых сотрудников. Было выявлено (о, ужас!), что линейные менеджеры грубы и неласковы с самым ценным ресурсом компании, типа людьми. Нашли выход: электронно обучить линейных менеджменту в стиле коучинга. Нюанс только в том, что сложно нижнему менеджменту коучировать своих подчиненных, когда им управляют авторитарно и требует результатов работы в том же стиле. Вот и выходит, что обучение не столько решает проблемы бизнеса, сколько усугубляет старые + создает новые.
Коллеги, будем реалистами: станем учить тому, что здесь и сейчас выгодно и полезно аудитории и бизнесу. Организуем учебный процесс так, чтобы избегать его стало себе дороже, а не наоборот.