Компетенции преподающего и "компетентность" e-курса
Наткнулся на довольно обширную статью В.Д. Шадрикова о базовых компетенциях в образовательной деятельности. И невольно стал проецировать ее содержание на электронные курсы.
Например, к базовым компетентностям педагога (которого также можно рассматривать как особое средство обучения) В . Шадриков относит "веру в силы и возможности обучающихся".
К показателям же оценки данной компетентности, по мнению автора, принадлежат:
1. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся
2. Умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
3. Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.
4. Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.
А нельзя ли добиться реализации данных положений в рамках электронного курса(ов), пусть и не в полной даже мере.
Так, по пункту 1, мы, на основе знания об уровне базовой подготовки обучаемых, можем предлагать им посильные задания или симулировать ситуации успешного поиска решений.
По 2-му – корректно формулировать условия упражнений и, особенно, тестовых вопросов, реализовывать накопительную оценку успехов, подбирать гуманный проходной балл и дифференцировать оценки в диапазоне от «отлично» до троечки.
Реализации пункта 3 в электронных курсах может посодействовать широко развитая система обратной связи, базирующая на праве учащихся на ошибки и мягко корректирующая их, поддерживающая успехи и позволяющая корректировать неверные решения.
Ориентация электронного обучения на индивидуальный уровень учащегося (п. 4) может быть решена за счет адаптивного курса, организации траектории обучения в зависимости от успехов и корректировки неудач учащихся. В слайдовых курсах такую задачу реализовать сложнее, чем в штучных, скажем, сугубо флешовых, но и в слайдовых она а) не является принципиально неразрешимой б) может быть реализована отчасти через систему обратной связи.
Есть в статье и такая, к примеру, компетентность: «в способах умственной деятельности», которая становится показательной через:
– Знание системы интеллектуальных операций.
– Владение интеллектуальными операциями.
– Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников.
– Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.
Чем не задачи, входящие в «компетенции» и е-курса?
Может и вправду решение вопроса о качестве е-курсов попытаться решать и через дублирование (имитацию) в них и с их помощью компетенций реальных хороших преподавателей и тренеров?
Например, к базовым компетентностям педагога (которого также можно рассматривать как особое средство обучения) В . Шадриков относит "веру в силы и возможности обучающихся".
К показателям же оценки данной компетентности, по мнению автора, принадлежат:
1. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся
2. Умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
3. Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.
4. Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.
А нельзя ли добиться реализации данных положений в рамках электронного курса(ов), пусть и не в полной даже мере.
Так, по пункту 1, мы, на основе знания об уровне базовой подготовки обучаемых, можем предлагать им посильные задания или симулировать ситуации успешного поиска решений.
По 2-му – корректно формулировать условия упражнений и, особенно, тестовых вопросов, реализовывать накопительную оценку успехов, подбирать гуманный проходной балл и дифференцировать оценки в диапазоне от «отлично» до троечки.
Реализации пункта 3 в электронных курсах может посодействовать широко развитая система обратной связи, базирующая на праве учащихся на ошибки и мягко корректирующая их, поддерживающая успехи и позволяющая корректировать неверные решения.
Ориентация электронного обучения на индивидуальный уровень учащегося (п. 4) может быть решена за счет адаптивного курса, организации траектории обучения в зависимости от успехов и корректировки неудач учащихся. В слайдовых курсах такую задачу реализовать сложнее, чем в штучных, скажем, сугубо флешовых, но и в слайдовых она а) не является принципиально неразрешимой б) может быть реализована отчасти через систему обратной связи.
Есть в статье и такая, к примеру, компетентность: «в способах умственной деятельности», которая становится показательной через:
– Знание системы интеллектуальных операций.
– Владение интеллектуальными операциями.
– Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников.
– Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.
Чем не задачи, входящие в «компетенции» и е-курса?
Может и вправду решение вопроса о качестве е-курсов попытаться решать и через дублирование (имитацию) в них и с их помощью компетенций реальных хороших преподавателей и тренеров?