Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

КОМПЕТЕНЦИЯ и КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Давно ломаю голову над понятиями «компетенция» и "компетентность. Полез в Википедию. Первое слово (в русскоязычном ее сегменте) нашлось. Для второго – особая словарная статья отсутствует. И, видимо, не просто так отсутствует.
Если с компененциями в обучении более или менее разобрались, то с компетентностями дело обстоит чуть похуже.

Так называемый компентностный подход к обучению разумеет под компетенцией
1. способность человека реагировать
2. в ответ на внешнее побуждение
3. как правило, во взаимодействии с другими людьми
4. неким стандартизированным образом
По степени и характеру реализации этой способности мы можем судить и об успеха в учебе и работе персонала. Для того компетенции и прописываются и стандартизируются, чтобы гармонизировать обучение и производственную деятельность, сблизить учебную деятельность с потребностями рынка.

Итак, компетенции задаются извне и наши обучаемые до них в той или иной мере дотягиваются.

Чтобы задаваемые извне компетенции не входили в противоречие с внутренними побуждениями человека, стоит, возможно, ввести в обиход е-learning'цев понятие «компетентность», понимаемое не как извне заданный набор требований, а как «состояние одной отдельно взятой души».
Компентность – это прежде всего
1. Внутреннее состояние человека.
2. Обладание им набором знаний, опыта, умений и навыков, на основе которых он рассуждает сам и принимает самостоятельные решения.
3. Внутренний ресурс, предопределяющий возможность или нежелание взаимодействия с окружающими людьми и средой.
4. Внутренние импульсы и мотивы к осуществлению или блокированию той или иной деятельности (интеллектуальной, предметной, социальной)
5. Сфера, в которой принимаются самостоятельные решения и рождаются инициативы.
6. Область ощущения внутренней силы к действиям и степени уверенности в себе. …

И надо нам эта «компетентность»? Может, не будем заморачиваться и компетенциями обойдемся? Только, боюсь, опираясь сугубо на компетенции ни управления знаниями, ни инициатвности, ни искренной лояльности и внутренней ответственности, ни саморазвивающейся или самообучающейся организации нам не видать, как своих ушей.


Популярные сообщения из этого блога

Кто владеет информацией тот владеет миром, или как создать быстро работающую базу знаний с «умным» поиском

Сказка о непотерянном времени, или Как учесть трудозатраты сотрудников на обучение

Как подсчитать стоимость подбора персонала, опираясь на показатели воронки подбора?

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Мобильные инструменты WebTutor для современной HR-автоматизации