Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

КОМПЕТЕНЦИЯ и КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Давно ломаю голову над понятиями «компетенция» и "компетентность. Полез в Википедию. Первое слово (в русскоязычном ее сегменте) нашлось. Для второго – особая словарная статья отсутствует. И, видимо, не просто так отсутствует.
Если с компененциями в обучении более или менее разобрались, то с компетентностями дело обстоит чуть похуже.

Так называемый компентностный подход к обучению разумеет под компетенцией
1. способность человека реагировать
2. в ответ на внешнее побуждение
3. как правило, во взаимодействии с другими людьми
4. неким стандартизированным образом
По степени и характеру реализации этой способности мы можем судить и об успеха в учебе и работе персонала. Для того компетенции и прописываются и стандартизируются, чтобы гармонизировать обучение и производственную деятельность, сблизить учебную деятельность с потребностями рынка.

Итак, компетенции задаются извне и наши обучаемые до них в той или иной мере дотягиваются.

Чтобы задаваемые извне компетенции не входили в противоречие с внутренними побуждениями человека, стоит, возможно, ввести в обиход е-learning'цев понятие «компетентность», понимаемое не как извне заданный набор требований, а как «состояние одной отдельно взятой души».
Компентность – это прежде всего
1. Внутреннее состояние человека.
2. Обладание им набором знаний, опыта, умений и навыков, на основе которых он рассуждает сам и принимает самостоятельные решения.
3. Внутренний ресурс, предопределяющий возможность или нежелание взаимодействия с окружающими людьми и средой.
4. Внутренние импульсы и мотивы к осуществлению или блокированию той или иной деятельности (интеллектуальной, предметной, социальной)
5. Сфера, в которой принимаются самостоятельные решения и рождаются инициативы.
6. Область ощущения внутренней силы к действиям и степени уверенности в себе. …

И надо нам эта «компетентность»? Может, не будем заморачиваться и компетенциями обойдемся? Только, боюсь, опираясь сугубо на компетенции ни управления знаниями, ни инициатвности, ни искренной лояльности и внутренней ответственности, ни саморазвивающейся или самообучающейся организации нам не видать, как своих ушей.

Популярные сообщения из этого блога

Своим путем: составляем адаптивные учебные планы сотрудника

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Классификация HR-систем

Как выбрать систему автоматизации рекрутмента (ATS)?

Модуль роботизированного поиска кандидатов в E-Staff