Много ли толку от "говорящей головы"?
В последнее время технологии цифровой видеосъемки стали такими мощными, простыми и дешевыми, что практически каждый может снять видеоролик, на котором будет "говорящая голова" преподавателя или возможно кое-какие дополнительные части тела :) Такие инструменты как Microsoft Producer (бесплатный заметьте) позволяют легко встроить это видео в презентацию PowerPoint. Поскольку материалы будут скорее всего просматриваться через Интернет или Интранет (т.е. с низким разрешением экрана), то достаточно будет цифровой видеокамеры ($300-700), микрофона ($5-20) и нормального освещения.
Казалось бы вот он - идеальный быстрый инструмент для разработки электронных курсов! Видимо поэтому электронных курсов в которых обучаемый должен наблюдать степенно разговаривающего с ним "гуру" предлагается на рынке все больше.
Вот только интересно ли это обучаемому???
Покопавшись в интернете, я обнаружил весьма интересное исследование на эту тему. Для того,чтобы отследить куда смотрит пользователь, наблюдающий на экране "говорящую голову", специалисты компании Nielsen Norman Group (а точнее Dr. Jakob Nielsen) использовали eye-tracking - слежение за движение глаз пользователя (для этого придумана куча разных устройств - см. одно из них на фото).
Группе пользователей была показана страница с 24-секундным видеороликом "говорящей головы" и некими текстами вокруг нее (страница с сайта CNN). Движения глаз обучаемых были записаны.
Посмотрите видео-ролик одного из "подопытных" - синий кружочек - это точка, на которую в текущий момент смотрит обучаемый.
В итоге была подготовлена "карта" фокуса внимания пользователей, из которой очевидно, что "говорящая" голова не главная точка внимания (хотя и одна из):
Какой вывод можно сделать применительно к электронным курсам: если в таком коротком ролике испытуемому через 5-10 секунд надоедает смотреть на "говорящую голову", то что будет через 30 минут монотонной лекции? Ее (голову, снятую на видео) вполне можно было бы заменить статической фотографией преподавателя и записанным голосом. Это уменьшило бы размер учебного материала в несколько раз (аудио существенно "легче" чем "видео" в смысле траффика) и упростило процесс создания курса.
Читайте оригинальную статью здесь (на английском)
PS
Много интересных материалов про eye-tracking применительно к usability и электронному обучению (все на английском):
- Eye-Tracking Adaptable e-Learning and Content Authoring Support
- Commercial uses of eyetracking
- Empathic Tutoring Software Agents Using Real-time Eye Tracking
- Using Eye Tracking to Compare Web Page Designs: A Case Study
- Eyetracking: Worth The Expense?
- Show Me Eye Tracking