Учет особенностей обучения опытных сотрудников при проектировании электронных учебников
Особенность 1. Важность осознания полезности происходящего
Сотрудник компании не будет изучать материал курса, если ему не ясно, зачем ему это надо, чего ради он должен тратить свои время и силы, какие негативные последствия могут наступить в результате незнания предлагаемого материала.
Следствия: Материал должен иметь практическую направленность, чтобы у обучающегося формировалось понимание, как он сможет изменить свои действия, и получить более желательный для него результат на конкретном рабочем месте в конкретном контексте. Одним из важнейших средств решения этой задачи является использование демонстрационных приемов.
Информация должна быть актуальна. Знания в сфере менеджмента ориентированы на достижение конкурентных преимуществ и потому отдельные концепции достаточно быстро устаревают. Следовательно, необходимо регулярно обновлять учебные материалы с ориентацией на самые современные разработки и инновации.
Понимая обоснованность отсутствия интереса к общим принципам, следует подавать материал в логике от конкретного к общему, а не наоборот(!). Идти от упрощенных задач к более сложным, требующим обобщений. Строить целое из частей, отделяя значимое от малозначимого. Полагаться на понимание обучающимся материала, а не на память.
Особенность 2. Наличие опыта
Сотрудник со стажем всегда имеет более насыщенный опыт в конкретной специализации на своем рабочем месте, чем автор курса. Это важный фактор, который служит основой для более полного применения нового знания ("В следующий раз в похожей ситуации я поступлю так-то"). С другой стороны этот фактор является препятствием в виде ряда психологических барьеров: стереотипы, установки, страх ("Нет, в моем случае это не сработает, значит и вникать в это не стоит ").
Следствия: Материал должен апеллировать к жизненному опыту, использовать его как иллюстрацию для подачи материала. Состав материала не должен ограничиваться собственно полезной информацией, но идти глубже, вскрывать противоречия, связанные с применимостью в различных рабочих ситуациях.
Позиция автора должна быть не менторской, а скорее партнерской, консультационной. Комментарий: Вспоминается, что директивы первых операционных систем были весьма категоричны, в стиле: "Вы ошиблись, сейчас вам следует сделать то-то и то-то". Сейчас же принципиально другие формулировки, например: "Это действие приведет к потере данных на жестком диске. Вы действительно хотите продолжить?"
Одним из средств преодоления психологических барьеров является увлекательный стиль подачи информации. Это будет удивлять, интриговать обучающихся и . . . отвлекать их от своих комплексов.
Особенность 3. Временные ограничения
Обучение сотрудника компании протекает в условиях существенного дефицита времени.
Следствия: Материал учебного курса должен иметь четко выраженную модульную структуру с малым временем изучения отдельного модуля: от десятка минут до нескольких часов. Материал модуля должен обладать целостностью – содержать не только законченный отрезок учебного материала, но полный цикл деятельности обучающегося по освоению этого материала. В каждый модуль должны быть включены содержание и виды деятельности обучающегося, обеспечивающие насколько это возможно освоение этого содержания на четырех уровнях - «знать», «уметь», «владеть», «быть». Обладая свойством автономности каждый модуль должен при этом работать на общую идею учебного курса, дополняя своим содержанием другие модули.
Курс должен иметь рекомендуемую последовательность изучения, но давать при этом возможность обучающемуся выбирать оптимальный для себя график и маршрут изучения курса. Комментарий: "Иногда, когда мы хотим сократить дорогу, нам приходится пройти самый длинный путь, но это тоже опыт". Каждый должен иметь возможность взять от учебного курса столько, сколько позволяют ему его временные ресурсы, и сколько требуется в соответствии с его целевыми установками.
Учебный курс должен содержать всю необходимую для освоения информацию, поскольку сомнительно, что сотрудники найдут возможность штудировать книги из списка рекомендуемой литературы.
Сотрудник компании не будет изучать материал курса, если ему не ясно, зачем ему это надо, чего ради он должен тратить свои время и силы, какие негативные последствия могут наступить в результате незнания предлагаемого материала.
Следствия: Материал должен иметь практическую направленность, чтобы у обучающегося формировалось понимание, как он сможет изменить свои действия, и получить более желательный для него результат на конкретном рабочем месте в конкретном контексте. Одним из важнейших средств решения этой задачи является использование демонстрационных приемов.
Информация должна быть актуальна. Знания в сфере менеджмента ориентированы на достижение конкурентных преимуществ и потому отдельные концепции достаточно быстро устаревают. Следовательно, необходимо регулярно обновлять учебные материалы с ориентацией на самые современные разработки и инновации.
Понимая обоснованность отсутствия интереса к общим принципам, следует подавать материал в логике от конкретного к общему, а не наоборот(!). Идти от упрощенных задач к более сложным, требующим обобщений. Строить целое из частей, отделяя значимое от малозначимого. Полагаться на понимание обучающимся материала, а не на память.
Особенность 2. Наличие опыта
Сотрудник со стажем всегда имеет более насыщенный опыт в конкретной специализации на своем рабочем месте, чем автор курса. Это важный фактор, который служит основой для более полного применения нового знания ("В следующий раз в похожей ситуации я поступлю так-то"). С другой стороны этот фактор является препятствием в виде ряда психологических барьеров: стереотипы, установки, страх ("Нет, в моем случае это не сработает, значит и вникать в это не стоит ").
Следствия: Материал должен апеллировать к жизненному опыту, использовать его как иллюстрацию для подачи материала. Состав материала не должен ограничиваться собственно полезной информацией, но идти глубже, вскрывать противоречия, связанные с применимостью в различных рабочих ситуациях.
Позиция автора должна быть не менторской, а скорее партнерской, консультационной. Комментарий: Вспоминается, что директивы первых операционных систем были весьма категоричны, в стиле: "Вы ошиблись, сейчас вам следует сделать то-то и то-то". Сейчас же принципиально другие формулировки, например: "Это действие приведет к потере данных на жестком диске. Вы действительно хотите продолжить?"
Одним из средств преодоления психологических барьеров является увлекательный стиль подачи информации. Это будет удивлять, интриговать обучающихся и . . . отвлекать их от своих комплексов.
Особенность 3. Временные ограничения
Обучение сотрудника компании протекает в условиях существенного дефицита времени.
Следствия: Материал учебного курса должен иметь четко выраженную модульную структуру с малым временем изучения отдельного модуля: от десятка минут до нескольких часов. Материал модуля должен обладать целостностью – содержать не только законченный отрезок учебного материала, но полный цикл деятельности обучающегося по освоению этого материала. В каждый модуль должны быть включены содержание и виды деятельности обучающегося, обеспечивающие насколько это возможно освоение этого содержания на четырех уровнях - «знать», «уметь», «владеть», «быть». Обладая свойством автономности каждый модуль должен при этом работать на общую идею учебного курса, дополняя своим содержанием другие модули.
Курс должен иметь рекомендуемую последовательность изучения, но давать при этом возможность обучающемуся выбирать оптимальный для себя график и маршрут изучения курса. Комментарий: "Иногда, когда мы хотим сократить дорогу, нам приходится пройти самый длинный путь, но это тоже опыт". Каждый должен иметь возможность взять от учебного курса столько, сколько позволяют ему его временные ресурсы, и сколько требуется в соответствии с его целевыми установками.
Учебный курс должен содержать всю необходимую для освоения информацию, поскольку сомнительно, что сотрудники найдут возможность штудировать книги из списка рекомендуемой литературы.