Виртуальная реальность и корпоративное обучение
Не проходит дня, чтобы в новостях не промелькнула информация об использовании технологий виртуальной реальности на базе игровых технологий для целей корпоративного обучения и коммуникаций.
IBM, Dell, Sun Microsystems и другие монстры ИТ-бизнеса как будто соревнуются между собой запуская многомилионные проекты, покупая виртуальные "острова" и "страны" и т.п.
Почитав многочисленные статьи и материалы, я постарался выделить из этого "информационного шума" возможные общие направления использования этих технологий и немного их обощить. Итак, новые технологии могут использоваться:
1) Для общения между людьми (в том числе обучаемыми и преподавателями) в режиме реального времени в некоторой "виртуальной" реальности
Способ реализации: Многопользовательская компьютерная игра, с механизмом 3D (трехмерной реальности), например Second Life. В этой игре компания может купить себе некоторое виртуальное пространство ("остров") и настроить на нем (нарисовать, запрограммировать) 3D имитацию своего куска виртуального мира. Каждый пользователь должен установить у себя на компьютере программу Second Life (а также открыть множество портов, договорившись со своим системным администратором - нетривиальная скажу вам задачка). Затем после входа в игру он вводит координаты "острова" или любой другой известной ему точки "мира" игры и оказывается в ней. У каждого игрока есть "аватар" - то как он выглядит для окружающих в виртуальном мире (можно нарисовать себя двухголовым орлом или 2-х метровым голубоглазым блондином - в зависимости от ваших комплексов и тайных желаний ;)
Как использовать: например, настроить на своем "острове" некоторый виртуальный ландшафт. Например, 3D имитацию завода про производству автомобилей или Тайного Города в Пекине (как это сделала IBM в своем китайском офисе, запустив туда аватара своего генерального директора). По виртуальному заводу преподаватель может водить "экскурсию" объясняя как работает производство, а любимый генеральный директор на фоне исторического ландшафта говорит о маркетинговых планах.
На картинке аватар CEO IBM в виртуальной реальности (читать здесь).
Настоящее лицо:
IBM даже провел виртуальную втречу со своими бывшими сотрудниками (компания старается поддерживать с ними отношения в рамках проекта Greater IBM). См. кино про то как это происходило. Выглядит все это странно, но возможно в реальности это интереснее:
Для целого ряда направлений обучения это может быть даже очень наглядно - представьте себе, что вы стоите на поверхности спутника Юпитера со своим преподавателем астрономии и смотрите как меняется поверхность планеты по мере удаления от солнца. А если вам при этом еще и 12 лет!!
На самом деле этот инструмент похож на "виртуальный класс", только класс этот может находиться на планете Солнечной системы или в Марианской впадине...
2) Для создания обучающих фильмов и курсов
Способ реализации: мы все хотя бы раз в жизни играли в компьютерные игры. Если мы умеем это делать, то нам не составляет труда застрелить всех монстров, построить город, развить циилизацию и т.п. Можем ли мы записать в виде фильма наши действия в игре? Конечно это технически не сложно - в результате мы получим фильм, показывающий как мы убиваем монстров. Представьте, что у нас есть игра, в которой мы должны общаться с клиентами, коллегами, работать с машинами и т.п. Что получится если мы запишем на видео нашу успешную игровую стратегию - учебный видео фильм. Эта простая идея - щаписать ход игры на видео и породило то, что называется Machinima. Правда на практике использовать ее для корпоративного e-learning только начинают, но говорят уже много.
Как использовать: в некоторой игре (возьмем тот же Second Life), в созданной нами виртуальной реальности реализуем некоторое игровое взаимодейтсвие, например, разыграем общение продавца и клиента. Запишем это как видео и покажем обучаемому с соответствующими комментариями.
Несколько примеров Machinima:
- Путешествие по солнечной системе
- Обучающий фильм "Как вести себя в мужском туалете" - местами пошловато, но забавно
- плаваем на яхте
На мой взгляд эти технологии пока являются очень "сырыми" и даже не являются технологиями вовсе - это скорее идеи, имеющие большой потенциал, но не нашедшие пока реального приложения в бизнесе. Но, может быть лет через 5 именно они и станут главными в электронном обучении...
IBM, Dell, Sun Microsystems и другие монстры ИТ-бизнеса как будто соревнуются между собой запуская многомилионные проекты, покупая виртуальные "острова" и "страны" и т.п.
Почитав многочисленные статьи и материалы, я постарался выделить из этого "информационного шума" возможные общие направления использования этих технологий и немного их обощить. Итак, новые технологии могут использоваться:
1) Для общения между людьми (в том числе обучаемыми и преподавателями) в режиме реального времени в некоторой "виртуальной" реальности
Способ реализации: Многопользовательская компьютерная игра, с механизмом 3D (трехмерной реальности), например Second Life. В этой игре компания может купить себе некоторое виртуальное пространство ("остров") и настроить на нем (нарисовать, запрограммировать) 3D имитацию своего куска виртуального мира. Каждый пользователь должен установить у себя на компьютере программу Second Life (а также открыть множество портов, договорившись со своим системным администратором - нетривиальная скажу вам задачка). Затем после входа в игру он вводит координаты "острова" или любой другой известной ему точки "мира" игры и оказывается в ней. У каждого игрока есть "аватар" - то как он выглядит для окружающих в виртуальном мире (можно нарисовать себя двухголовым орлом или 2-х метровым голубоглазым блондином - в зависимости от ваших комплексов и тайных желаний ;)
Как использовать: например, настроить на своем "острове" некоторый виртуальный ландшафт. Например, 3D имитацию завода про производству автомобилей или Тайного Города в Пекине (как это сделала IBM в своем китайском офисе, запустив туда аватара своего генерального директора). По виртуальному заводу преподаватель может водить "экскурсию" объясняя как работает производство, а любимый генеральный директор на фоне исторического ландшафта говорит о маркетинговых планах.
На картинке аватар CEO IBM в виртуальной реальности (читать здесь).
Настоящее лицо:
IBM даже провел виртуальную втречу со своими бывшими сотрудниками (компания старается поддерживать с ними отношения в рамках проекта Greater IBM). См. кино про то как это происходило. Выглядит все это странно, но возможно в реальности это интереснее:
Для целого ряда направлений обучения это может быть даже очень наглядно - представьте себе, что вы стоите на поверхности спутника Юпитера со своим преподавателем астрономии и смотрите как меняется поверхность планеты по мере удаления от солнца. А если вам при этом еще и 12 лет!!
На самом деле этот инструмент похож на "виртуальный класс", только класс этот может находиться на планете Солнечной системы или в Марианской впадине...
2) Для создания обучающих фильмов и курсов
Способ реализации: мы все хотя бы раз в жизни играли в компьютерные игры. Если мы умеем это делать, то нам не составляет труда застрелить всех монстров, построить город, развить циилизацию и т.п. Можем ли мы записать в виде фильма наши действия в игре? Конечно это технически не сложно - в результате мы получим фильм, показывающий как мы убиваем монстров. Представьте, что у нас есть игра, в которой мы должны общаться с клиентами, коллегами, работать с машинами и т.п. Что получится если мы запишем на видео нашу успешную игровую стратегию - учебный видео фильм. Эта простая идея - щаписать ход игры на видео и породило то, что называется Machinima. Правда на практике использовать ее для корпоративного e-learning только начинают, но говорят уже много.
Как использовать: в некоторой игре (возьмем тот же Second Life), в созданной нами виртуальной реальности реализуем некоторое игровое взаимодейтсвие, например, разыграем общение продавца и клиента. Запишем это как видео и покажем обучаемому с соответствующими комментариями.
Несколько примеров Machinima:
- Путешествие по солнечной системе
- Обучающий фильм "Как вести себя в мужском туалете" - местами пошловато, но забавно
- плаваем на яхте
На мой взгляд эти технологии пока являются очень "сырыми" и даже не являются технологиями вовсе - это скорее идеи, имеющие большой потенциал, но не нашедшие пока реального приложения в бизнесе. Но, может быть лет через 5 именно они и станут главными в электронном обучении...