Теория программированного обучения Э.Л.Торндайка и Б.Ф.Скиннера
Как обучать не трезво мыслящих, тех, кто регулярно употребляет пиво? В отсутствие творческих озарений остается еще несколько резервных режимов сознания. Обучающийся:
1. Все еще способен запоминать и воспроизводить информацию – режим записной книжки. Например, на вопрос "Пятью пять?" большинство автоматически ответит "Двадцать пять".
2. Способен действовать по выученному алгоритму – режим компьютера. Например, если человек помнит закон Ома и алгоритм его использования, то он в состоянии рассчитать сопротивление электрической цепи.
Если разъяснительные работы относительно вреда употребления алкогольсодержащих напитков не принесли ожидаемых результатов, следует адаптировать учебный процесс. В этом наибольшую помощь может оказать увеличение доли обучающих процедур, построенных на основе бихевиористской теории обучения - теории обучения, в которой не рассматриваются внутренние процессы человеческого мышления. Изучается поведение, которое трактуется как сумма реакций на какие-либо ситуации. Один из основоположников бихевиоризма Э. Л. Торндайк (1874-1948) считал, что обучение человека должно строиться на базе чисто механических, а не сознательных принципов. Поэтому он пытался описать обучение человека с помощью простых правил, справедливых одновременно и для животных. Среди этих правил выделим два закона, послуживших платформой для дальнейшего развития теории обучения.
Первый из них, названный законом тренировки, говорит о том, что, чем чаще повторяется определенная реакция на ситуацию, тем прочнее связь между ними, а прекращение тренировки (повторения) приводит к ослаблению этой связи.
Второй закон был назван законом эффекта: если связь между ситуацией и реакцией сопровождается состоянием удовлетворенности (удовольствия) индивида, то прочность этой связи возрастает и наоборот: прочность связи уменьшается, если результат действия приводит к состоянию неудовлетворенности.
Опираясь на эти законы, последователь Торндайка Б. Ф. Скиннер разработал в начале 50-х годов весьма технологичную методику обучения, названную в дальнейшем линейным программированием. В основу своей методики Скиннер положил универсальную формулу:
С =>> Р =>> П
где:
С - ситуация;
Р - реакция;
П – подкрепление.
Учебный материал Скиннер предлагал разбивать на мелкие дозы, каждая из которых должна содержать одну ситуацию. Ситуации должны быть настолько простыми (что почти автоматически обеспечивалось малостью доз учебного материала), чтобы реакции на них практически всегда были правильными. По мнению Скиннера, правильное выполнение учебного задания уже само по себе является положительным подкреплением и приводит учащегося в состояние удовлетворенности.
В текстах программированных учебных пособий Скиннера содержались пропуски (ситуации) - один пропуск на фразу из 2-3 строк. Пропущенные слова располагали на полях страницы. Учащийся, изучая такое пособие, сначала закрывал поля, читал текст, вставляя пропущенные слова, и сразу же проверял себя, открывая ответы. Тексты учебных пособий были написаны таким образом, чтобы в процессе их чтения обеспечивалось многократное повторение всех существенных элементов учебного материала.
Применение программированных пособий Скиннера в профессионально-технических училищах США оказалось успешным: существенно сократилось время обучения, повысилась квалификация обучаемых рабочих. Однако здесь же обнаружились и недостатки методики линейного программирования:
• нудность и механистичность программированных текстов;
• отсутствие системности, целостности в восприятии учебного материала (большое количество мелких доз не способствует обобщениям);
• правильность выполнения простых заданий является положительным подкреплением лишь на первых порах чтения пособия, в дальнейшем правильное выполнение простых ситуаций уже не приносит чувства удовлетворенности;
• отсутствие адаптации (все ученики выполняют одну и ту же программу, идут по одной линии).
Значительная часть этих недостатков была устранена в предложенной Н. А. Краудером схеме разветвленного программирования. Краудер предложил увеличить дозу информации с 2-3 строк у Скиннера до примерно половины страницы. Типовая ситуация (задание) у Краудера состояла из вопроса и трех вариантов ответов:
1. правильный ответ
2. неточный ответ
3. неправильный ответ.
При неточном ответе учащийся отправлялся к корректирующей информации, при неправильном - ему давалось разъяснение, помощь. При правильном ответе учащийся получал положительное подкрепление и переходил к следующей дозе информации. Таким образом, схема разветвленного программирования имела три пути: для сильных, средних и слабых учащихся.
Несмотря на острую критику за принципиальное невмешательство в мышление учащегося (бихевиористы управляют лишь его поведением), бихевиористская теория обучения получила широкое распространение и была реализована в ряде технических обучающих устройств. И в настоящее время универсальная схема этой теории (ситуация - реакция - подкрепление) в ее линейной или разветвленной форме является стержневым фрагментом многих компьютерных обучающих программ.
Подробнее см. Учебное пособие "ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" А.В. Соловов