Как увеличить долю завершенных электронных курсов?
Для людей только начинающих заниматься электронным обучением неприятным сюрпризом становится то, что очень многие обучаемые не завершают обучение по электронному курсу. В случае, если над обучаемым не висит "дамоклов меч" наказания, средний процент незавершенных курсов в корпоративных системах дистанционного обучения (в английской терминологии - drop out rate или attrition rate) может достигать 70%.
Является ли высокий процент незавершенных курсов проблемой? Очевидно, да. Есть два способа борьбы с этой проблемой - административный и содержательный.
Административный метод предполагает определенные формы принуждения к завершению обучения, например, лишение премий, недопуск к определенным типам работ, выговор, публикация на "доске позора"... Возможно, что для определенных видов корпоративного обучения (например, обязательных курсов по продуктам и технологиям) административный метод является правильным и наиболее приемлемым. Как иначе заставить человека дочитать до конца курс по банковскому продукту из 200 экранов, с кучей схем, дополнительных документов и т.п. - даже если в этом курсе все анимировано до невозможности, скачет и мигает огнями ;)
Содержательный метод означает представление заложенной в курсе информации таким образом, чтобы вызвать у обучаемого интерес к курсу и поддерживать этот интерес в процессе обучения. Способов сделать это может быть множество: введение в курс анимаций, видео- и аудиоматериалов, использование ролевых игр, интеллектуальных вызовов (challenge) и т.п.
Есть мнение (безусловно справедливое до определенной степени) что применение только административного метода не может полностью решить проблем со всеми электронными курсами, а также негативно сказывается на восприятии электронного обучения в целом. Особенно это справедливо для навыковых ("soft skills") курсов. Далее мы поговорим о способах, позволяющих увеличить долю завершенных курсов не прибегая к административному воздействию.
Прежде чем перейти к рассмотрению способов улучшения качества курсов, я бы хотел обратить внимание еще на один момент. Бытует мнение что % завершивших курс является критерием эффективности курса. Вот здесь я бы позволил себе усомниться - если дать человеку 2 курса - развеселый курс, например, на определение типов клиентов и общение с ними (с картинками, анимациями и мультиками) и тот же курс по банковскому продукту, упомянутый выше. В каком курсе % завершивших его будет выше (в случае отсутствия административных рычагов)? Ответ понятен - конечно в "развлекательном", причем выше существенно. Означает ли это, что обучение по этому курсу эффективнее (т.е. в результате обучаемый начнет применять полученные знания и навыки в своей ежедневной бизнес-практике) - по моему это совершенно не очевидно... С другой стороны, для двух близких по тематике и целям курсов, % завершивших обучение безусловно является критерием успешности самого курса.
Так почему же люди не завершают обучение по электронным курсам?
1. Неправильный выбор курса - поскольку процесс записи на курс и его выбор в системах дистанционного обучения могут очень простыми (один щелчок мыши) обучаемые зачастую не задумываются действительно ли им нужен выбранный курс. Прочитав первые 5-10 страниц они понимают, что курс выбран по ошибке и прекращают обучение. Неверному выбору могут безусловно способствовать некорректные или неполные описания курсов.
2. Отсутствие интерактива, симуляций, плохое качество контента и т.п. - если студент получает вместо курса электронную книгу, первое и естественное желание которое у него возникает - распечатать ее или, что еще проще, перестать ее читать. Отсутствие интерактивных возможностей, симуляций и упражнений безусловно снижают качество курса в глазах обучаемых.
3. Отсутствие адекватной поддержки - в процессе самостоятельного обучения студент может столкнуться с целым рядом проблем, как содержательных, так и технических. Отсутствие поддержки со стороны преподавателей (тьюторов), экспертов и администраторов СДО может привести к нежеланию продолжать обучение.
4. Высокая занятость - если мы говорим о корпоративном обучении, то, как правило, люди учатся на рабочем месте. Если в случае аудиторного обучения время на него явно выделяется, то в случае электронного обучения руководство может "забыть" отвести сотруднику квант времени на самостоятельную работу с СДО, загрузить его работой. Естественно, при выборе между поручением руководителя (или требованием жены заехать после работы в супермаркет) и изучением курса сотрудник выбирает первое. Зачастую людям проще выделить 4 часа для очного обучения вне офиса, чем 1 час на рабочем месте.
5. Отсутствие необходимых технических навыков, технические проблемы - если пользователь плохо подготовлен к работе с компьютером, интерфейс курса и СДО недружествен, на компьютере не установлены необходимые для работы курса компоненты - велика вероятность досрочного завершения обучения.
По данным исследования MASIE Center (на основе опроса 375 обучаемых), факторы уменьшающие вероятность успешного завершения курса:
Как увеличить процент завершенных курсов?
1. Мотивировать сотрудников - объяснять для чего им необходимо обучение, пытаться "привязать" обучение к бизнес-целям сотрудника. Предоставлять различные бонусы за успешное завершение курса - дипломы и сертификаты, награды каждому 100 (1000) завершившему курс, доска почета "отличников" и т.п.
2. Разрабатывать курсы с использованием современных технологий педагогического дизайна - симуляциями, интерактивными упражнениями, кейсами и т.п.
3. Улучшить процесс мониторинга - СДО должна следить за "заснувшими" пользователями. СДО автоматически (например, СДО WebTutor умеет это делать) или администраторы вручную могут периодически напоминать пользователям о необходимости завершить курс (при этом желательно в письме указать зачем это нужно сделать - см. п. 1)
4. Обеспечить поддержку - зачастую корпоративные тренеры и предметные эксперты, участвующие в разработке материалов для электронных курсов слабо знакомы с технологиями электронного обучения и не готовы (или не хотят) оказывать поддержку обучаемым. Обучите их и включите поддержку обучаемых по электронным курсам в их должностные обязанности.
5. Объедините студентов в группы - создайте им групповой форум, дайте общее задание - например, подготовить по результатам обучения и отправить тренеру решение кейса, изложенного в курсе. Один активный обучаемый может "дотащить" до завершения обучения всю группу или большую ее часть.
6. Упростите доступ к системе (например, интегрируйте СДО с корпоративной системой учета пользователей, чтобы обучаемому не нужно было вспоминать еще один пароль), решите технические проблемы
По данным исследования MASIE Center, факторы способствующие успешному завершению курса расположились (в порядке убывания важности - % ответивших):
Немного статистики:
1. По данным Corporate University Exchange, по результатам опроса 4148 online-студентов, процент незавершивших курс равен 70% по сравнению с 15% для аудиторного обучения
2. По другим данным [Meister (2002), Frankola (2001)] процент незавершенных курсов составляет от 20 до 50%
3. На сайте бесплатного дистанционного обучения webtutor.ru, созданного и поддерживаемого компанией WebSoft, по результатам анализа 38198 учебных сессий:
При этом для различных курсов разброс незавершивших курс составляет от 83% - по курсу "Основы документооборота" (что достаточно очевидно - скучнее темы нет ;) до 54% - по курсу "Полезные возможности Microsоft Excel".
Почитать на эту тему (на английском языке):
1. Статья
2. Статья
3. Исследование
4. Исследование
5. Статья
P.S. В этом материале я не затронул следующую тему: а что мы собственно считаем успешным завершением курса. Достаточно ли для этого прохождения всех экранов, сдачи всех тестов и упражнений? Возможно это когда-нибудь станет темой нового материала...
Является ли высокий процент незавершенных курсов проблемой? Очевидно, да. Есть два способа борьбы с этой проблемой - административный и содержательный.
Административный метод предполагает определенные формы принуждения к завершению обучения, например, лишение премий, недопуск к определенным типам работ, выговор, публикация на "доске позора"... Возможно, что для определенных видов корпоративного обучения (например, обязательных курсов по продуктам и технологиям) административный метод является правильным и наиболее приемлемым. Как иначе заставить человека дочитать до конца курс по банковскому продукту из 200 экранов, с кучей схем, дополнительных документов и т.п. - даже если в этом курсе все анимировано до невозможности, скачет и мигает огнями ;)
Содержательный метод означает представление заложенной в курсе информации таким образом, чтобы вызвать у обучаемого интерес к курсу и поддерживать этот интерес в процессе обучения. Способов сделать это может быть множество: введение в курс анимаций, видео- и аудиоматериалов, использование ролевых игр, интеллектуальных вызовов (challenge) и т.п.
Есть мнение (безусловно справедливое до определенной степени) что применение только административного метода не может полностью решить проблем со всеми электронными курсами, а также негативно сказывается на восприятии электронного обучения в целом. Особенно это справедливо для навыковых ("soft skills") курсов. Далее мы поговорим о способах, позволяющих увеличить долю завершенных курсов не прибегая к административному воздействию.
Прежде чем перейти к рассмотрению способов улучшения качества курсов, я бы хотел обратить внимание еще на один момент. Бытует мнение что % завершивших курс является критерием эффективности курса. Вот здесь я бы позволил себе усомниться - если дать человеку 2 курса - развеселый курс, например, на определение типов клиентов и общение с ними (с картинками, анимациями и мультиками) и тот же курс по банковскому продукту, упомянутый выше. В каком курсе % завершивших его будет выше (в случае отсутствия административных рычагов)? Ответ понятен - конечно в "развлекательном", причем выше существенно. Означает ли это, что обучение по этому курсу эффективнее (т.е. в результате обучаемый начнет применять полученные знания и навыки в своей ежедневной бизнес-практике) - по моему это совершенно не очевидно... С другой стороны, для двух близких по тематике и целям курсов, % завершивших обучение безусловно является критерием успешности самого курса.
Так почему же люди не завершают обучение по электронным курсам?
1. Неправильный выбор курса - поскольку процесс записи на курс и его выбор в системах дистанционного обучения могут очень простыми (один щелчок мыши) обучаемые зачастую не задумываются действительно ли им нужен выбранный курс. Прочитав первые 5-10 страниц они понимают, что курс выбран по ошибке и прекращают обучение. Неверному выбору могут безусловно способствовать некорректные или неполные описания курсов.
2. Отсутствие интерактива, симуляций, плохое качество контента и т.п. - если студент получает вместо курса электронную книгу, первое и естественное желание которое у него возникает - распечатать ее или, что еще проще, перестать ее читать. Отсутствие интерактивных возможностей, симуляций и упражнений безусловно снижают качество курса в глазах обучаемых.
3. Отсутствие адекватной поддержки - в процессе самостоятельного обучения студент может столкнуться с целым рядом проблем, как содержательных, так и технических. Отсутствие поддержки со стороны преподавателей (тьюторов), экспертов и администраторов СДО может привести к нежеланию продолжать обучение.
4. Высокая занятость - если мы говорим о корпоративном обучении, то, как правило, люди учатся на рабочем месте. Если в случае аудиторного обучения время на него явно выделяется, то в случае электронного обучения руководство может "забыть" отвести сотруднику квант времени на самостоятельную работу с СДО, загрузить его работой. Естественно, при выборе между поручением руководителя (или требованием жены заехать после работы в супермаркет) и изучением курса сотрудник выбирает первое. Зачастую людям проще выделить 4 часа для очного обучения вне офиса, чем 1 час на рабочем месте.
5. Отсутствие необходимых технических навыков, технические проблемы - если пользователь плохо подготовлен к работе с компьютером, интерфейс курса и СДО недружествен, на компьютере не установлены необходимые для работы курса компоненты - велика вероятность досрочного завершения обучения.
По данным исследования MASIE Center (на основе опроса 375 обучаемых), факторы уменьшающие вероятность успешного завершения курса:
- отсутствие мотивации (36%)
- плохой дизайн курса (36%)
- отсутствие времени, необходимость посвящать свободное время семье и работе (33%)
- получение всей необходимо от курса информации до его формального завершения (25%)
Как увеличить процент завершенных курсов?
1. Мотивировать сотрудников - объяснять для чего им необходимо обучение, пытаться "привязать" обучение к бизнес-целям сотрудника. Предоставлять различные бонусы за успешное завершение курса - дипломы и сертификаты, награды каждому 100 (1000) завершившему курс, доска почета "отличников" и т.п.
2. Разрабатывать курсы с использованием современных технологий педагогического дизайна - симуляциями, интерактивными упражнениями, кейсами и т.п.
3. Улучшить процесс мониторинга - СДО должна следить за "заснувшими" пользователями. СДО автоматически (например, СДО WebTutor умеет это делать) или администраторы вручную могут периодически напоминать пользователям о необходимости завершить курс (при этом желательно в письме указать зачем это нужно сделать - см. п. 1)
4. Обеспечить поддержку - зачастую корпоративные тренеры и предметные эксперты, участвующие в разработке материалов для электронных курсов слабо знакомы с технологиями электронного обучения и не готовы (или не хотят) оказывать поддержку обучаемым. Обучите их и включите поддержку обучаемых по электронным курсам в их должностные обязанности.
5. Объедините студентов в группы - создайте им групповой форум, дайте общее задание - например, подготовить по результатам обучения и отправить тренеру решение кейса, изложенного в курсе. Один активный обучаемый может "дотащить" до завершения обучения всю группу или большую ее часть.
6. Упростите доступ к системе (например, интегрируйте СДО с корпоративной системой учета пользователей, чтобы обучаемому не нужно было вспоминать еще один пароль), решите технические проблемы
По данным исследования MASIE Center, факторы способствующие успешному завершению курса расположились (в порядке убывания важности - % ответивших):
- личная мотивация к обучению (78%)
- интересные интерактивные возможности (40%)
- административное давление со стороны компании (28.5%)
- эффективная помощь тьютора (16%)
- эффективная помощь администраторов СДО (5%)
Немного статистики:
1. По данным Corporate University Exchange, по результатам опроса 4148 online-студентов, процент незавершивших курс равен 70% по сравнению с 15% для аудиторного обучения
2. По другим данным [Meister (2002), Frankola (2001)] процент незавершенных курсов составляет от 20 до 50%
3. На сайте бесплатного дистанционного обучения webtutor.ru, созданного и поддерживаемого компанией WebSoft, по результатам анализа 38198 учебных сессий:
- процент завершивших курс (более 50% баллов): 9%
- процент завершивших хотя бы половину модулей курса: 17%
- процент незавершивших курс: 74%
При этом для различных курсов разброс незавершивших курс составляет от 83% - по курсу "Основы документооборота" (что достаточно очевидно - скучнее темы нет ;) до 54% - по курсу "Полезные возможности Microsоft Excel".
Почитать на эту тему (на английском языке):
1. Статья
2. Статья
3. Исследование
4. Исследование
5. Статья
P.S. В этом материале я не затронул следующую тему: а что мы собственно считаем успешным завершением курса. Достаточно ли для этого прохождения всех экранов, сдачи всех тестов и упражнений? Возможно это когда-нибудь станет темой нового материала...