Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

HR-тренды 2023



Интересно, откуда взялась традиция в конце уходящего года или в начале нового думать о трендах развития на будущий год. Наверно, источник в нашей человеческой особенности — мы не любим жить в условиях неопределенности. Мы пытаемся предсказать будущее.

И хотя компания Websoft не самый большой любитель трендов (тренды меняются, а реальные HR-процессы и связанные с ними задачи с нами всегда), тем не менее мы решили сделать наш обзор тех направлений развития, которые могут быть наиболее заметны в 2023 году и далее. Это уже сейчас сформировавшиеся тенденции, которые окрепли за прошедшее время и превратились в уверенное движение. Трендами назовем их для краткости.

 

1. Развитие гибридной работы. 22-й год показал, что удаленная работа никуда не денется, даже если эпидемиологическая обстановка вполне позволяет выйти в офис. Компании увидели преимущества. И многие сотрудники говорят, что им очень хорошо работать из дома, ковокингов, а также из специально оборудованных балконов и гаражей. И при этом заметен рост продуктивности. В 2023 году этот тренд будет продолжать развиваться. Это значит, что перед HR встают новые задачи.

Нужно управлять гибридным коллективом, когда часть людей работают в офисе, часть из дома, а часть и так и так. Нужно познакомить, сформировать единый коллектив, сделать так, чтобы человек, работающий из дома, чувствовал себя таким же участником рабочего процесса, как и сотрудник, который работает из офиса. Возникают задачи, связанные с технологиями: как организовать встречи, создать рабочие площадки и пространства для работы гибридных коллективов.

 

2. Формирование корпоративной культуры гибридных коллективов. Это одна из наиболее приоритетных сегодня задач в HR, особенно в тех компаниях, для которых гибридный  коллектив — это уже реальность, в которой они живут. Формирование корпоративной культуры, выравнивание и калибровка целей и ценностей очень разных людей — эта задача никогда не была простой. А теперь это «задача со звездочкой». Люди могут работать в разных городах. Появились сотрудники, которых мы искали и принимали на работу удаленно, то есть мы никогда с ними не виделись. И при этом все сотрудники должны стать одной командой, только так компания сможет работать максимально  эффективно. Вот эта «задача со звездочкой» — важное направление развития на 23-й год.

 

3. Фокус на удержание людей. Текучка — это всегда источник больших затрат: на подбор, на адаптацию. Сегодня во всем мире компании делают ставку на удержание персонала, и это важный тренд 23-го года. Непросто подобрать нужных людей, и в связи с особенностями сегодняшней экономики найм становится все дороже. Нужно использовать все инструменты удержания: возможности карьерного развития, их прозрачность, управляемая нагрузка, баланс работы и личной жизни.

 

4. Развитие систем внутрикорпоративного карьерного планирования. Карьерные траектории в компании должны быть прозрачны для сотрудников, люди должны понимать возможности и условия. Это требует большой методологической проработки со стороны HR, но также важна и технологическая основа: она позволит автоматизировать процессы, сделать их понятными. Сотрудник сможет видеть, где он находится в данный момент, какие возможные пути у него есть, какое обучение он мог бы пройти, что ему нужно сделать для следующего шага в своей карьере. Технологические решения в этой области позволяют обеспечить ту самую необходимую прозрачность, и это очень хорошо сказывается на удержании сотрудников.

 

5. ВЦИОМ опубликовал опрос, который показывает, что за последний год люди стали больше учиться и инвестировать в себя. Это очень значимый тренд для HR. Люди учатся не только внутри компании, но и за ее пределами. Они ищут возможности для развития и личных, и профессиональных навыков. Этот тренд можно назвать «приносите свое обучение с собой»: обучение, которое сотрудник прошел вовне и у которого есть подтверждение о завершении, может быть учтено в траектории развития и в учебном плане сотрудника. Нам пора подумать о том, как зачесть внешнее обучение, как использовать для этого наши технологические возможности.

 

6. Переподготовка и повышение квалификации. Это то же самое, что сегодня называется модными словами «рескиллинг» и «апскиллинг». В компаниях для большого количества задач сегодня требуется не просто обучение, а формирование принципиально новых навыков, это переподготовка, «рескиллинг». Так как переподготовка — это не обычное обучение, то на этот тренд, на это направление развития нужно обращать отдельное внимание. К такой задаче нужно готовиться. Переподготовка — это изменение для людей. Нужно понимать: если перед нами задача переобучить людей, научить их действовать по-другому или вообще чему-то принципиально новому, то недостаточно просто передать информацию. Нужно начать с формирования осведомленности в новой теме, с изменения ментальных моделей. Обучение должно быть выстроено очень бережно и очень эмпатично. Оно должно учитывать исходную позицию людей, должно говорить о тех сложностях, с которыми люди могут потенциально столкнуться в этом процессе перехода.

 

7. Диджитал-обучение. Мы только сейчас по-настоящему входим в цифровое обучение. У людей, которые работают только удаленно, нет возможности пойти на кухню на этаже и за чашкой кофе кому-то из коллег задать вопрос. Сейчас мы начинаем проектировать действительно цифровое обучение, которому нет альтернатив для очень большого количества сотрудников.  И это обучение должно быть сформировано с учетом возможностей коммуникации, групповой работы, разных форматов доставки. Кроме того, новые условия — большой вызов для наставничества.

 

8. Обучение гибкости и умению жить и работать в условиях непрерывных изменений. Единственное, что в нашей жизни будет постоянным, — это изменения. При этом для человека это противоестественно, по своей природе человек не любит изменений, он стремится с поиску баланса и сохранению статус-кво. Возникает противоречие. Мы, с одной стороны, находимся в условиях непрерывных изменений, а с другой стороны, не хотим, чтобы они происходили. Именно поэтому компании должны начать системно готовить людей по темам гибкости мышления и жизни в условиях изменений. Если этого не сделать, сотрудникам с каждым днем будет все сложнее. Такое направление развития сотрудников должно стать гигиеническим: таким же постоянным, как обучение информационной безопасности. При таком подходе, когда компании будет нужно динамично что-то менять, перебрасывать внимание и ресурсы с одной темы на другую, сотрудники будут намного более к этому готовы.

 

9. Фокус на опыт сотрудника. Компании сегодня все больше инвестируют в проектирование опыта сотрудника, в то, как он работает, с какими процессами сталкивается, с чем взаимодействует. Сейчас компании понимают, что чем лучше спроектирован путь сотрудника, тем выше продуктивность в целом, потому что сотрудники в ресурсе, работают в нормальном для себя режиме и не выгорают. Понимание и своевременная корректировка опыта сотрудников — то, что позволяет компаниям быть более и конкурентоспособными и устойчивыми.

 

В этом документе мы рассмотрели 9 направлений развития, которые кажутся нам значимыми уже сейчас и на которые мы рекомендуем обращать внимание в дальнейшей работе. Эти направления включают в себя и HR-методологию, и технологическую поддержку HR-процессов.

Мы желаем вам устойчивости, развития и отличных результатов! И мы всегда рядом, чтобы помочь вам в автоматизации любых HR-процессов.


Скачать книгу в pdf

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Жизнь после внедрения. Подводные камни при эксплуатации кастомизированной системы

Формирование программы поддерживающего обучения персонала на базе Карты знаний

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Редизайн учебного портала: зачем это делать, как это делать и как остановиться

С чего начать автоматизацию HR-процессов? 5 шагов, которые нельзя пропустить