Микрообучение как один из методов работы с персоналом в электроэнергетике
Обучение в электроэнергетике регламентировано законодательством — обучение должно быть постоянным и непрерывным. Для персонала, осуществляющего обходы оборудования и использующего при этом мобильные устройства, в АО «Интер РАО – Электрогенерация», организована ежесменная образовательная активность. Как это организовано в компании, рассказал Игорь Анисимов, директор Центра корпоративного обучения. Проект был реализован на базе WebSoft HCM с помощью подрядчика М Про Системс.
В энергетической отрасли обучение регламентировано Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ. Подготовка персонала должна носить непрерывный характер и ежесменное микрообучение может выступить и формой обучения, и инструментом.
Микрообучение состоит из коротких, компактных адаптивных тестов, уроков, длительностью не более 5 минут, что позволяет учиться в моменты свободного времени на смене. Благодаря микрообучению, оперативники могут получать новые знания и повторять ранее пройденный материал.
Преимуществами микрообучения является доступность, удобство, скорость обучения, а также индивидуализация процесса обучения. Таким образом, применение микрообучения как метода непрерывного повышения квалификации помогает работникам развиваться профессионально.
Необходимо, чтобы микрообучение было как можно ближе к работникам, при этом их рабочие места — от Калининграда до Забайкалья. Нужно было также использовать имеющиеся у компании технические средства. При организации микрообучения необходимо было решить программные, технические, технологические, методические и организационные вопросы, которые были успешно отработаны в сотрудничестве с компанией М Про Системс.
Решение
У сотрудников АО «Интер РАО-Электрогенерация», которые осуществляют ежесменные обходы оборудования, имеются смартфоны с предустановленной программой «Мобильный обходчик», работающей на базе российской ОС «Аврора». С помощью подрядчика был создан специальный обучающий модуль для этой программы, сопряженный с системой дистанционного обучения.
На первом этапе пришлось ответить на ряд методологических вопросов. После обсуждений с представителями Функционального направления «Производственная деятельность» компании были приняты решения:
- Количество и регулярность учебной активности – ежесменное.
- Продолжительность микрообучения – длительность не более 5 минут.
- Содержание микрообучения – адаптивный тест, микрокурс, информационное сообщение и опрос.
- Время прохождения курса – с учетом режима рабочей смены не представляется возможным назначать курс в определенное время, поэтому работник должен сдать тест в течение дня, до конца смены.
Разработка
В ЧОУ ДПО ЦКО были разработаны обучающие курсы для десктопа, но их нужно было переработать с учетом ограничений смартфона. Например, здесь требовался более простой дизайн и более короткие формулировки вопросов. Пришлось подключить несколько подразделений компании — управление персоналом, PR, техблок, чтобы адаптировать обучение для модуля.
Помимо обучения, в продукте реализованы функции связи с работником — информационное сообщение и опрос. В итоге получилось четыре формата контента:
- микрокурсы,
- тесты,
- опросы,
- инфосообщения.
И сейчас только 67% активности приходится на обучение, а остальные 33% — на связь между компанией и сотрудником.
Созданы два алгоритма — ротации и адаптивного тестирования.
1. Алгоритм ротации позволяет системе управлять обучением.
Например, если сотруднику назначен курс, и он его прошел, то система смотрит, что еще назначено сотруднику, и в порядке ранжирования назначает.
Информационные сообщения тоже разделяются: одни отправляются в цеха, другие — на станции.
2. Адаптивное тестирование заключаются в следующем: если работник отвечает на вопрос неправильно, то он получает в следующем тесте только те вопросы, на которые не ответил. И так до тех пор, пока он не усвоит тему.
Всего на разработку ушел год. Пилотное тестирование проекта было проведено на одном из филиалов, а затем распространено на всех остальных. Еще около года ушло, чтобы доработать модуль, учитывая обратную связь от работников.
Сложности
Когда модуль был разработан, выяснилось, что ОС «Аврора» поддерживает не все функции. Например, наш продукт не открывался в браузере, были проблемы с отображением контента. Поэтому пришлось обратиться напрямую к разработчикам ОС, чтобы вместе поработать над приложением.
В итоге правили и наши алгоритмы, переделывали вопросы, чтобы они укладывались в требования по объему и количеству ответов. То есть, можно сказать, что мы заново переработали модули.
В итоге правили и наши алгоритмы, переделывали вопросы, чтобы они укладывались в требования по объему и количеству ответов. То есть, можно сказать, что мы заново переработали модули.
Результат
- В настоящее время разработано порядка 50 микрокурсов и 600 тестовых вопросов.
- За 5 минут тестирования работник успевает ответить, в среднем, на 4 вопроса — кажется, что это мало, но вопросы могут быть из совершенно любой сферы электроэнергетики, и работник должен знать ответ на каждый. Это не так просто. Оперативный сотрудник должен получить не менее 80% правильных ответов.
- Таким образом, создан еще один довольно действенный инструмент обучения.