Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Корпоративное дистанционное обучение в период кризиса: выживаем или развиваемся?


В силу различных обстоятельств решил публиковать свои посты на этом уважаемом информационном ресурсе. Сразу оговорюсь, постов про прорывные технологии  ELearning не будет.  Будет «суровая» проза реального корпоративного дистанционного обучения: проблемные вопросы, возможные пути решения и перспективы (а куда же без них). Имея уже достаточно большой опыт по внедрению и развитию СДО, у меня сложились весьма прагматичные взгляды на развитие корпоративного дистанционного обучения, которыми я и буду с вами делиться. Акцент будет на организационно-методических вопросах использования СДО и подходах по развитию этого вида обучения. Часто писать не обещаю, но по возможности буду стараться выносить свои взгляды на общее обсуждение.

И начну, пожалуй, с достаточно актуального в условиях нарастающего экономического кризиса вопроса непросто о выживаемости, а о развитии корпоративного дистанционного обучения. Любой бизнес стремится к снижению издержек, а уж в условиях кризиса – это первостепенная задача. Хотим мы того или нет, но в условиях кризиса корпоративное обучение одна из основных статей, которые  обычно «режутся» в первую очередь. Логика, как правило, простая: времена тяжелые, здесь уже не до развития сотрудников, сохранить бы то, что имеется, сам бизнес, в конце концов. В то же время наблюдения в кризис 2008-2009 показали, что легче пережили финансовый кризис те компании, которые выстроили оптимизированную систему издержек на персонал, а не те, которые «рубили с плеча».
Основная беда корпоративного  обучения заключается в том, что руководители многих компаний  сокращают бюджеты на обучение, поскольку в большей массе считают их затратами, а не инвестициями. Но ведь даже в этот сложный период задачи обучения персонала никто не снимал. По-прежнему нужно готовить сотрудников на новые должности, по-прежнему нужно учить персонал изменениям в технологиях, стандартах, товарном ассортименте и т.п. И в этих условиях у корпоративного дистанционного обучения есть отличный шанс не просто выжить, а активно развиваться, заняв значительную нишу очного обучения.

В настоящее время весьма актуально говорить о переводе основной части корпоративного обучения на дистанционный формат. Чтобы там не говорили о нецелесообразности такого перевода, жизнь диктует свои правила. В нынешних условиях бизнес будет по максимуму снижать издержки, и в первую очередь сокращать расходы на обучение. И здесь важно выстроить систему непрерывного обучения персонала с практически ее полным переводом на дистанционный формат, который позволит сохранить или совсем незначительно потерять в качестве подготовки сотрудников при значительных сокращениях расходов на обучение.

В основе такого перехода должны лежать следующие основные постулаты:

1. Корпоративное обучение в целом, и СДО в частности, должно быть  встроено в логику бизнеса. Задача заключается в выстраивании такой системы корпоративного обучения,  которая бы чутко реагировала на потребности бизнеса,  и поддерживалась на местах руководителями среднего и нижнего уровня. Есть потребность бизнеса в регулярном и своевременном обновлении «точечных» знаний сотрудников в условиях масштабной территориально-распределенной структуры, и эта потребность должна удовлетворяться в полном объеме.

2. СДО должна представлять собой не просто учебный портал с набором курсов и тестов и массой соответствующих отчетов, а информационно-образовательную среду для бизнеса под девизом "Нужную информацию в нужное время и в нужное место". СДО должна оперативно реагировать на потребности бизнеса, ибо даже самая качественная информация нужна сегодня и сейчас, а завтра она уже будет никому не нужна. То есть это ничто иное, как система управления знаниями. Фактически СДО должна трансформироваться в систему управления знаниями.

3. Общая цель СДО заключается в обеспечении требуемого уровня  профессиональной подготовки сотрудников в соответствии с их должностным предназначением на основе использования технологий электронного обучения. Вот ее основное предназначение. Ещё раз повторюсь, обеспечение требуемого уровня  профессиональной подготовки сотрудников, всё остальное – это частные задачи для достижения общей цели.

4. Эффективность применения СДО в целом и отдельных учебных мероприятий в СДО в частности обязательно должна оцениваться по критерию «результат-стоимость» в сравнении с очным обучением (методика оценки – тема отдельного обсуждения). Результаты такой оценки эффективности будут существенным фактором для принятия  грамотных управленческих решений руководителями бизнеса.

5. В основе перевода очного обучения на дистанционный формат должно быть качественное организационно-методическое обоснование.  Очные занятия должны заменяться совокупностью не одного, а нескольких дистанционных мероприятий: курсы в СДО + вебинары + проверочные тесты + практические упражнения (по возможности) + удаленные итоговые аттестации.

К сожалению, весьма часто присутствует заблуждение насчет того, что выложили какой-то курс (или несколько курсов) в СДО, и все проблемы по данной тематике решены. Это чистая профанация. Наша практика полного перевода очного обучения на дистанционный формат показала, что очные занятия должны заменяться совокупностью вышеперечисленных мероприятий. И в учебно-методическом плане была сложнейшая проблема: как перевести очные лекции и практические занятия в вебинары с минимальными потерями в качестве обучения. К сожалению, ни на одной из специализированных конференций по E-Learning, где в частности рассматривались и вопросы перехода с очного на дистанционное обучение, даже и близко не было вариантов решения этой проблемы. Красивых и пафосных слов много, а когда пытаешься разобраться в сути, ответов нет. Методом проб и ошибок мы вышли на достаточно приемлимый уровень. В следующем своем сообщении постараюсь поделится опытом этого перевода, особенно в плане организационно-методического обоснования.

В заключении повторюсь, что в нынешних этих условиях у корпоративного дистанционного обучения есть отличный шанс не просто выжить, а заняв значительную нишу очного обучения, активно развиваться, А вот воспользуемся мы эти шансом или нет, будет зависеть от только от нас.


Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Постановка задач на доработку Websoft HCM. Основные принципы обеспечения стабильности работы кастомизаций

Корпоративный портал как единая точка входа на электронные ресурсы компании. Кейс Газпром Бурение

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Адаптация: не так страшно, как кажется. Кейс бренда EKF