Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Стандарты в электронном обучении. Часть 1.

Электронное обучение, как отрасль, родилось в США, где и по сей день продолжает расти, умнеть и хорошеть на зависть всему остальному миру. Потихоньку, впрочем, по оному миру расползаясь. Появление в России сего заморского чуда хоть и заставило себя подождать добрый десяток лет, однако ж - нет худа без добра - по крайней мере, некоторыми детскими болезнями e-learning'а мы можем уже не болеть. Таковой детской болезнью, в частности, является выдумывание своих собственных форматов электронных курсов и способов их взаимодействия с системами управления обучением (СДО*). Не надо открывать Америку. Она уже открыта.


Однако, некоторая неприятность состоит в том, что за океаном принято говорить (и, что еще хуже, писать документы) на американском** языке. А техническая документация на английском, это... как бы помягче... вот буде вам доводилось читать научные статьи, то поверьте - чтение этих статей в сравнении с чтением спецификаций стандартов подобно чтению произведений Джерома К. Джерома или Конан-Дойля в сравнении с учебником по делопроизводству. Поэтому неудивительно, что многочисленные и многосотстраничные документы по стандартам в электронном обучении осилили в России далеко не все причастные к электронному обучению. Как это теперь принято писать в Интернете, "многа букав, ни асилил" :)


Впрочем, если вы не разработчик программного обеспечения, то и читать эти талмуды о стандартах в электронном обучении целиком вам совершенно ни к чему. То, что нужно знать покупателю системы управления обучением или электронных курсов совершенно не равно тому, что нужно знать администратору СДО, а то, что нужно знать разработчику курсов и систем наверняка окажется избыточным для администраторов СДО.


Начнем с простого - с того, что нужно знать всем.


1. Что именно стандартизуют стандарты?


Как правило, все стандарты формализуют три главных области:


Content Packaging (т.е. способы "упаковки" файловых ресурсов курса). Определяет способ переноса файлов электронного курса от разработчика в систему управления обучением. Суть этой части - стандартизовать способ "сборки" всех материалов учебного курса (текстовых документов, картинок, звуковых файлов и т.д. - всего того, что было применено автором в курсе) в такие пакеты, которые могла бы "понять" и правильно загрузить все нужные файлы в свое "хранилище курсов" любая СДО, поддерживающая стандарт.


Meta-data. Под этим красивым именем скрывается описание:


  • структуры электронного курса (т.е. иерархии глав, модулей и т.п.),

  • параметров электронного курса (например, URL для запуска модулей курса, язык, на котором написан курс, разрешенное время прохождения, максимальное количество баллов, проходной балл и т.п.)

  • различные вспомогательные материалы, сопровождающие курс (например, краткие текстовые описания глав курса).


Таким образом, эта часть стандарта определяет способы описания разработчиком курса структуры и параметров электронного курса так, чтобы любая поддерживающая стандарт СДО смогла создать в себе документы, отражающие эту структуру (например, создать карту курса, карточки глав курса, расположить их в соответствии с заданной иерархией) и наполнить эти документы уже известными параметрами.


Заметьте, что, в отличие от стандарта Content Packaging, оперирующего с ресурсами на файловом уровне "не глядя" на иерархию курса - там это просто файлы и папки, разложенные определенным образом, этот раздел определяет структуру курса в более "человеческом" виде - как главы, модули, тесты и т.п. Причем иерархия курса совершенно необязательно должна совпадать с иерархией папок и файлов.


Communication Interface (способ связи между курсом и СДО) - определяет каким именно способом происходит обмен служебной информацией по прохождению курса между учебным модулем и СДО (параметры запуска, текущий статус завершения, количество набранных баллов и т.п. - то, что на техническом языке называется трекинг-данные).


Итак, еще раз кратко: стандартизуются способ упаковки файлов курса, способ описания структуры и параметров курса и способ связи курса и СДО.


* Для автора этих строк до сих пор является загадкой почему в России вместо совершенно правильного по сути точного перевода содержимого заморской аббревиатуры LMS (Learning Management System - Система Управления Обучением) используется сочетание СДО (Система Дистанционного Обучения). Во-первых, дистанционное обучение - всего лишь частный случай, одна из форм электронного обучения, во-вторых, в русском названии полностью утеряно, казалось бы, главное - именно управление обучением является главной задачей таких систем. Вероятно, кому-то сильно не понравилась аббревиатура СУО?


** Не воспринимайте серьезно. Автор - всего лишь приверженец British English :)


Продолжение следует...


Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Обновленная версия Courselab Online

Как создать курс для мобильного устройства без специальных знаний?

Упрощаем администрирование дистанционного обучения - динамические группы

Как создать клиентоориентированную СДО и увеличивать число пользователей ежемесячно: кейс ПАО ЧТПЗ