Адаптивное обучение: мифы и реальность
Есть три наиболее часто встречающихся мифа в e-learning сфере о том, что же такое адаптивное обучение. Это сложный процесс, поэтому его рассматривают с разных сторон и пробуют реализовать насколько понимают и технически могут. В связи с этим возникает ряд мифов.
Если ниже обнаружите, что ваш новый проект по адаптивному обучению на самом деле таковым не является, не расстраивайтесь. В любом случае, вы одними из первых пробуете применить этот тренд и встроить в систему обучения, а это уже большое достижение.
Если ниже обнаружите, что ваш новый проект по адаптивному обучению на самом деле таковым не является, не расстраивайтесь. В любом случае, вы одними из первых пробуете применить этот тренд и встроить в систему обучения, а это уже большое достижение.
1. Разветвленные сценарии в онлайн-курсе делают его адаптивным?
Если курс разделен вводным тестированием или с помощью разветвленного сценария на контент для опытных и новичков, “профи” и “чайников” это все еще не адаптивный курс. Заранее подготовленный контент не сможет учесть опыт, индивидуальный багаж знаний и имеющиеся пробелы в них, темп обучения, предпочтения в формате подаче. Не сможет спрогнозировать и дальнейшие потребности в освоении новых навыков, необходимых для работы.
Даже если вы предусмотрели сложные сценарий внутри курса, которые позволяют учащемуся какой-то элемент контента пропустить или выбрать из нескольких форматов одного и того же контента более удобный, это еще не говорит об адаптивности.
Ветвление определяет готовые сценарии - траектории обучения, которые заранее выстроены разработчиком этого контента и не учитывают успехи или неудачи конкретного учащегося в процессе обучения, не подстраиваются именно под него, не прогнозируются будущие потребности в новых знаниях и навыках.
Плюс в том, что этот подход уже помогает сократить время на обучение и увеличить мотивацию за счет того, что человек осваивает только то нужные ему фрагменты контента.
2. Обучение по профилю должности, опыту работы и уровню знаний - адаптивное?
Если обучение учитывает только должность сотрудника, его опыт и начальный уровень знаний по теме, то это еще не адаптивность. Программы обучения для массовых профессий (продавцы, специалисты call-центра) не подстраивается под особенности каждого из учащихся в процессе изучения материала.
Плюс в том, что подобное сегментирование дает начальное понимание того, что обучение должно быть персонализировано.
3. Если встроить в LMS технологию рекомендаций контента это будет адаптивное?
В корпоративном секторе активно развивается направление самообучения: в LMS размещают курсы по психологии, книги по личностному росту, видео-ролики о здоровом образе жизни. Стараясь подстроиться под своего потребителя, учебные порталы обрастают сетями рекомендаций подобно Youtube, Amazon, Netflix.
LMS может посоветовать изучить контент, который близок к интересующим вас темам, одобрен коллегами, экспертами или дополнит ваши пробелы в знаниях, зафиксированные пройденным тестом. Это индивидуальный подход к контенту, хотя все еще не адаптивный. Да, тут уже можно использовать статистику пройденного обучения конкретного сотрудника, его коллег на той же должности, рейтинги контента, но это лишь более прицельный подход к профильному обучению.
В новом отчете от Deloitte 2018 много говорится о значении опыта сотрудника и даже новый вид LMS называют платформами опыта - experience platforms, которые действительно смогут адаптировать контент под конкретного учащегося и выстроить его персональную траекторию обучения. Кстати, там же говорится и о micro-learning platforms. Отчет можно скачать тут.
Есть еще миф о том, что адаптивным обучение можно считать предварительную оценку знаний, умений, навыков сотрудников с последующим формированием индивидуальных траекторий обучения.
Такой подход исключает ненужное обучение, повторное прохождение уже знакомого материала. Для адаптивности тут не хватает постоянного обновления данных об учащихся, возможностей гибко перестраивать обучение и прогнозировать будущие потребности. Хотя сама по себе процедура оценки знаний и навыков в непрерывном режиме, с учетом профессионального развития сотрудника и стратегических задаче компании, может стать основной для построения адаптивного обучения.
И, конечно, существует миф, характерный для многих новых тенденций: в будущем не будет тренингов, вебинаров, курсов, а только адаптивное обучение.
Если бы к каждому сотруднику мы могли прикрепить автоматизированного персонального преподавателя, ментора, наставника, коуча, это было бы замечательно. Но стоит соизмерять затраты и преследуемые цели.
Адаптивный подход позволяет переосмыслить обучение, посмотреть с другой стороны на ставшие привычными электронные курсы, но он не исключает использование других форматов и инструментов. Для одних учебных задач оптимально подойдут базы знаний и онлайн-справочников, для других целесообразно будет провести вебинар, а для третьих нужно провести очное мероприятие. Если все это отвечает принципам непрерывности и гибкости обучения, то такие форматы по-прежнему будут актуальны и смогут сосуществовать рядом с адаптивными траекториями.
Так как восприятие адаптивности рынком онлайн-обучения находится в динамическом состоянии, то и мифы со временем могут исчезнуть или, наоборот, подтвердиться. Данный пост написан с опорой на зарубежный источник и анализ текущей ситуации на рынке e-learning в России.
Реальность же такова, что для многих компаний организация полноценного адаптивного обучения будет новым серьезным проектом. И для того, чтобы прийти к его реализации, понять новую стратегию непрерывного обучения, найти аргументы для бюджета, нужно на чем-то потренироваться. В следующей статье мы посмотрим на пять шагов для перехода корпоративной LMS к адаптивности.
Если бы к каждому сотруднику мы могли прикрепить автоматизированного персонального преподавателя, ментора, наставника, коуча, это было бы замечательно. Но стоит соизмерять затраты и преследуемые цели.
Адаптивный подход позволяет переосмыслить обучение, посмотреть с другой стороны на ставшие привычными электронные курсы, но он не исключает использование других форматов и инструментов. Для одних учебных задач оптимально подойдут базы знаний и онлайн-справочников, для других целесообразно будет провести вебинар, а для третьих нужно провести очное мероприятие. Если все это отвечает принципам непрерывности и гибкости обучения, то такие форматы по-прежнему будут актуальны и смогут сосуществовать рядом с адаптивными траекториями.
Так как восприятие адаптивности рынком онлайн-обучения находится в динамическом состоянии, то и мифы со временем могут исчезнуть или, наоборот, подтвердиться. Данный пост написан с опорой на зарубежный источник и анализ текущей ситуации на рынке e-learning в России.
Реальность же такова, что для многих компаний организация полноценного адаптивного обучения будет новым серьезным проектом. И для того, чтобы прийти к его реализации, понять новую стратегию непрерывного обучения, найти аргументы для бюджета, нужно на чем-то потренироваться. В следующей статье мы посмотрим на пять шагов для перехода корпоративной LMS к адаптивности.
Проверим, что запомнилось?
- Разветвленные сценарии в электронном курсе, сеть рекомендаций на учебном портале и программы обучения по профилю должности нельзя отнести к адаптивности.
- Настоящая адаптивность должна учитывать индивидуальные особенности учащегося, его базу знаний и пробелы в них, а также изменять учебные траектории в ходе обучения и прогнозировать будущие потребности.
- Сегодняшние мифы о том, что есть адаптивное обучение, а что таковым не является, могут в будущем измениться.