Автоматизация оценки персонала. 5 типовых ошибок.
Почему некоторые проекты
оценки персонала оказываются неуспешными - не доходят до конца, не
удовлетворяют заказчика, стоят дороже, чем планировалось? И как этого
всего избежать и сделать так, чтобы ваш проект автоматизации оценки “взлетел”?
Я попробую проанализировать
типовые ошибки - заблуждения, с которыми сталкиваются заказчики и подрядчики
при реализации проектов оценки.
Как правило, ключевые
проблемы связаны не с программным обеспечением, а с тем, как проект
организован, как он ведется.
Заблуждение 1
Процедуру оценки можно
автоматизировать раз и навсегда
Вероятность того, что
процедура оценки в том виде, в котором она есть в компании, не претерпит
изменений, фактически равна нулю. Каждая следующая оценка проходит чуть-чуть
по-другому, и эти изменения нарастают.
Процедуру оценки
практически наверняка придется менять.
Если вы жестко зашьете в
систему, например, разделение KPI на три блока, то через год у вас KPI может
разделиться на 4 блока или слиться в два, а формула уже не меняется. Поэтому
все прогнозируемые, предполагаемые изменения, даже если вы не знаете, какими
именно они будут, надо сразу закладывать в проект. Для этого целесообразно
применять гибкие инструменты настройки практически всех элементов: экранных
форм, отчетных форм, workflow, уведомлений, формул расчетов.
Бывает и так, что
изменения происходят драматически неожиданно, и гибкие инструменты могут
позволить их пройти с наименьшими рисками. Приведу наш пример: мы сделали и
запустили процедуру оценки для крупного банка. Однако, сменилось руководство, и
три департамента объявили, что они не могут каскадировать цели, как все
остальные, и предложили только для них убрать этот этап из процедуры. Пришлось
это делать быстро - с колес и на лету. Не буду говорить, что это правильно, но
у нас получилось так сделать потому, что внутри при проектировании базовой
процедуры оценки были заложены некоторые гибкие механизмы.
Заблуждение 2
Качество данных не имеет
значения
Данные и их качество
(полнота информации в каждый момент времени, актуальность, своевременное
обновление, доступность), необходимые для оценки, значительно отличаются от
того, с чем вы могли столкнуться при автоматизации обучения или рекрутмента.
Для оценки требования к
качеству данных принципиально другие.
Если для автоматизации
обучения вам хватает организационной структуры, в которой люди разбиты по
должностям, то когда вы переходите к автоматизации процедуры оценки, вы
понимаете, что вам нужна абсолютно четкая информация о том, кто является
руководителем человека, причем не только по организационной структуре, но и
функциональным. Особенно наглядно это проявляется в контексте перехода многих
компаний к системе функциональной подчиненности, гибким моделям, командной
работе.
Если организационная
структура не отражает всех аспектов реального взаимодействия, ведется
нерегулярно, не актуализируется вовремя, то при автоматизации оценки вы с этим
неминуемо столкнетесь.
Могут также
потребоваться и совершенно новые данные.
Типовая информация,
которая у нас бывает в системе дистанционного обучения - какую позицию занимает
человек на текущую дату. Но позиции меняются. При изменении подразделения для
автоматизации оценки за прошедший квартал нам может понадобиться информация о
том, сколько дней человек отработал в том или другом подразделении, кто был
руководителем, какие цели у него были в одном периоде и какие - в другом. Это
новые данные, и они могут быть критичны для задачи оценки.
Заблуждение 3
Можно автоматизировать
процесс оценки за минимальное время
Мы подрядчики, и у нас
коробочный продукт. У нас есть стандартная процедура оценки 360. Мы постоянно
автоматизируем управление по целям и формирование индивидуальных планов
развития. Означает ли это, что в компании из нескольких сотен человек проект
оценки может быть запущен за два дня? Ответ - нет.
Нужно понимать, что,
даже если заказчик берет готовое решение, есть огромная часть подготовительной
работы:
- формирование
профилей, если они различные для разных категорий руководителей и
специалистов
- формирование
и загрузка в систему плана оценки или описание алгоритма, как система
будет определять - кто такие коллеги, кто такие подчиненные - если мы
говорим об оценке 360
- формирование
и настройка отчетов, уведомлений и напоминаний
Даже если процедура
относительно простая, необходимо резервировать время:
- на
анализ требований
- на
функциональное и нагрузочное тестирование
- на
пилот процедуры
Обратите внимание на
нагрузочное тестирование. Когда мы говорим о процессах, в которых участвуют
пять, десять, пятнадцать тысяч человек - этот вопрос становится крайне
критичным. Даже если у вас есть система, например, Webtutor, люди проходят
дистанционное обучение, и никаких проблем с нагрузкой нет, это не означает, что
на том же оборудовании то же количество людей так же успешно пройдут оценочную
процедуру.
Нагрузка будет выше, и
нагрузка будет другой. Оценочная процедура похожа с точки зрения нагрузки на
массовое единовременное тестирование или массовый опрос. На проведение
нагрузочных испытаний нужно специально резервировать ресурсы.
Если мы говорим о
классическом подходе - с подготовкой технического задания, с его согласованием,
по нашему опыту, не меньше месяца уходит на то, чтобы сформировать
реальные требования к процедурам, плюс время на реализацию, плюс время на
тестирование. В целом все эти процессы достаточно длинные, и обычно занимают не
меньше трех месяцев.
Очень важно - и мы
всегда рекомендуем заказчикам это делать - проводить пилот. Как правило, для
этого выбирают либо HR, либо IT подразделение. Пилот на реальном подразделении
будет проходить, может быть, в более сжатые сроки, но они все-таки будут
сопоставимы с проведением реальной оценки в компании.
Заблуждение 4
Можно автоматизировать
процесс, которого не существует
Сложнее всего, когда в
компании не было ни автоматизированного процесса, ни вообще какого-либо
процесса оценки, или процесс радикально поменялся, например, в результате
слияния или реорганизации.
Самый первый совет для
таких случаев: если процесс не понятен, лучше ничего не автоматизировать.
Часто заказчик
предполагает, что для решения можно применить agile подход. Честный ответ здесь
состоит в следующем. Если хотя бы в целом, на уровне целей верхнего порядка,
заказчик не понимает, что он хочет, никакой agile, scrum или digital
transformation не помогут.
У вас будут цели или
KPI? Или и цели, и KPI? Компетенции будут?
Процедура будет
квартальной? Годовой? Полугодовой?
Да, вы не можете сейчас
сформулировать, как выглядят оценочные формы. Вы не до конца, не до деталей
понимаете, как у вас будет формироваться ИПР, но хотя бы на вопросы верхнего
уровня нужно иметь ответы.
Мы - апологеты agile
подхода: он действительно дает невероятные результаты, намного лучше, чем
классический водопадный метод. Он позволяет существенно сократить расходы,
ускорить процесс, повысить качество.
Но он работает, если мы
видим и понимаем общую картину и идем к цели некоторыми спринтами.
Например, мы понимаем,
что у нас есть оценочная процедура, которая будет состоять из трех больших
блоков - постановки целей, промежуточной оценки и итоговой оценки. И первым
спринтом, первым этапом реализуется процедура постановки.
По итогам пилота первого
спринта могут сформироваться новые требования и дополнения. В следующем спринте
вы получаете обновленную версию. Она “выкатывается” на следующий пилот, и после
этого, например, принимается решение, что она “раскатывается” на всю компанию.
Это нормальный, правильный подход.
Не правильный подход,
когда разработчик настраивает всю процедуру оценки, и за три дня до запуска от
заказчика приходит решение об изменении - была постановка целей с
каскадированием сверху вниз, а теперь будет снизу вверх, и будут не цели, а
KPI. Это пример не agile подхода. Такой проект не сможет работать и не
взлетит.
Еще одна проблема
автоматизации оценки, с которой мы сталкиваемся в контексте несуществующих
процессов - это избыточно сложные процедуры, такие, в которых учтено большое
количество гипотетических и частных случаев. Специалист, который отвечает за
автоматизацию, может не понимать полностью весь процесс и опасаться что-то
пропустить. Часто в таких случаях люди считают лучшим решением предусмотреть
разные варианты.
Однако это полностью
противоречит логике гибкой модели.
В гибкой модели:
- Наша
задача - сначала сделать что-то, что очевидно и понятно, как работает,
сделать решение, в котором есть все, что действительно нужно.
- Добавлять
новые возможности целесообразно только по мере того, как мы получаем
обратную связь пользователей и анализируем реальные кейсы.
- Решение,
нужно ли что-то менять или добавлять, принимается с помощью опроса
пользователей.
- При
этом задачу действительно стоит автоматизировать, если она массовая -
затронет сотни пользователей и тысячи реальных сценариев. Если
задача описывает единичные случаи - тогда нужно просто ее учесть в
процессе, но не нужно автоматизировать. Если речь идет о единичных
случаях, сначала нужно искать простые решения.
- Если
непонятно, что хотим получить - agile не поможет
- Изменения
на лету - зло, если они не реализуются в логике agile процедуры разработки
- Избыточно
сложные процедуры - от непонимания процесса
Заблуждение 5
Ресурсы заказчика не
имеют значения
Если вы нашли
специалистов, которые будут заниматься автоматизацией оценки - подрядчиков или
сотрудников внутри компании, это не значит, что ваша роль на этом закончена, и
вы можете больше не участвовать в процессе.
Правда заключается в
том, что без участия функционального заказчика проект не будет жить.
Результат получается
только при совместной работе разработчика и заказчика. Гибкая методология
вообще строится на регулярном взаимодействии, и со стороны заказчика должен
быть кто-то, кто в это процесс непрерывно вовлечен.
Реальный заказчик,
человек, который принимает решение, например, директор по персоналу, должен в
той или иной мере участвовать - видеть промежуточные результаты, согласовывать
оценочные формы, прототипы интерфейса. Это значительно снижает риски.
IT-ресурсы очень нужны,
IT-департамент должен быть готов вовремя получить и предоставить необходимые
данные, провести нагрузочные испытания, вовремя сделать необходимые
преобразования после проведения этих испытаний. Если сервер оказался недостаточно
мощным, что мы будем делать? Если у вас есть проектная команда, то в ней должен
быть ответственный за IT.
- При
автоматизации оценки очень важен гибкий подход: все, что может поменяться
- изменится.
- Очень
важны качественные данные и очень важна IT-поддержка.
- Нужно
время, какой бы гибкой методологии мы ни следовали.
- В
команде проекта должны быть руководители, которые принимают решение и
понимают, правильно ли мы движемся.
- Вся
работа должна вестись совместно - теми, кто процедуру настраивает, и теми,
кто ее заказывает.
По материалам вебинара Алексея Королькова.
Посмотреть запись вебинара можно здесь.