Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Цикл статей "Тренды современного HR". 4. Фокус на опыте сотрудника

Автор: Марина Литвинова

Грань между работой и личной жизнью современного человека постепенно размывается. Мы используем одни и те же средства коммуникаций и для общения с близкими нам людьми, и для взаимодействия с коллегами. Возникают новые критерии для определения промежутков времени, когда вы можете посвятить себя только семье или друзьям: срочно ответить или отложить до завтра поступивший на ваш смартфон, в Viber или WhatsApp, вопрос от коллеги или шефа? Офис - это не единственное место, где вы можете работать, а количество отработанных часов больше не является первостепенным критерием для определения суммы заработанных денег. Представления о том, где и как мы работает и какие навыки нам нужны для достижения успеха меняются.

Эта тема хорошо раскрыта в книге “Рабочее место: 2020”, авторы которой еще в 2010 году прогнозировали то, что лучшие сотрудники будут требовать от работодателя инновационного творческого подхода к трудовым отношениям. И в тоже время, компаниям нужно будет осмыслить уникальность своей культуры, определить оптимальную для себя степень внутренней открытости и готовность использовать различные инструменты для социального взаимодействия, а также способность перейти к новой сетевой организационной структуре взамен иерархии.

В публикации про новые подходы к обучению и развитию (из цикла HR-трендов) уже упоминалось о пересмотре взаимоотношений “сотрудник-компания”. В связи с увеличением длительности карьеры современный специалист будет ожидать от работодателя помощи в поиске призвания, возможностей проявить себя в разных ролях,  а также предоставления удобных инструментов и комфортной среды для работы. Талантливые сотрудники согласятся развиваться только там, где им будут доступно свободное перемещение между ролями и гибкие карьерные лестницы. А для поиска таких людей компании будут использовать инновационные рекрутинговые подходы и решения.

Deloitte называет опыт сотрудника главной темой 2017 года. Она не только широко рассмотрена в одной из глав отчета, но и часто упоминается при рассмотрении других HR-трендов, подчеркивая свое влияние на них. А в трендах на 2018 год упоминаются так называемые “платформы опыта” (experience platforms) как один из новых инструментов корпоративного обучения.


Опыт сотрудников как фактор успешного привлечения талантов

Опытные сотрудники это не только высокий уровень обслуживания клиентов, но и фактор успешности компании в плане привлечения и удержания квалифицированных специалистов. Современные кандидаты оценивают потенциального работодателя еще на этапе найма, делая выводы о том, как может сложиться их жизнь и работа в этой организации. Причем, это касается не только штатных сотрудников, но и временно или частично занятых специалистов, а также просто привлеченных талантов.

Возрастают потребности в целостном подходе к решению HR-вопросов, которые во многих компаниях распределены между различными менеджерами: подбор, обучение, оценка, вознаграждения, культура, карьерное развитие. Со стороны работодателя такие требования толкают к переосмыслению и радикальным изменениям в HR-процессах.

В отчете Deloitte представлено пять факторов, влияющих на позитивный опыт сотрудников в модели “простой неотразимой организации”:
1. Осознанная работа.
2. Поддержка менеджмента.
3. Позитивная рабочая среда.
4. Рост возможностей.
5. Доверие в лидерстве.

Каждый из факторов описан несколькими критериями. Например, рост возможностей включает в себя учебные программы, поддержку на работе, самостоятельное динамичное обучение и высокую культура обмена знаниями в компании. Подробнее смотрите в таблице из отчета Deloitte.

trends_4_1.jpg


Фокус на обратной связи от сотрудников

В современном мире, где люди управляют своей личной жизнью с помощью мобильных приложений, они ожидают того же удобства и доступности использования инструментов для управления работой (от текущих рабочих задач до моментов, касающихся обучения, развития и вознаграждения).

Непрерывное отслеживание обратной связи стало доступным благодаря инновационным программам и технологиям. И, в тоже время, по данным Deloitte, только 22% компаний-респондентов проводят исследования сотрудников ежеквартально или чаще (79% придерживаются ежегодной оценки и 14% не проводят подобных мероприятий). Игнорирование отзывов логично приводит к проблемам, связанным с корпоративными ценностями и культурой. И, в тоже время, есть руководители, которые уже сейчас осознают: “Когда компания ставит на первое место сотрудников, они заботятся о клиентах, а те, в свою очередь, заботятся о наших акционерах”.


А вот приложение для этой цели

Активное развитие технологий дает HR-ам возможности для формирования того самого позитивного опыта сотрудников, используя мобильные инструменты. В отчете Deloitte названы некоторые варианты приложений для таких целей, как повышение продуктивности, управление продуктивностью, улучшение совместной работы, проведение опросов вовлеченности и сбора обратной связи, а также оздоровительные программы с элементами микро-обучения и платформы для интегрированного опыта сотрудников. Не смотря на актуальность этих инструментов, тот факт, что они существуют отдельно, говорит о новизне целостного подхода к опыту сотрудников.


Опыт сотрудников: новые правила

Компании, которые уже сейчас отводят опыту сотрудников главную роль, используют различные подходы для развития в этом направлении:
  • обращаются к сотрудникам для вдохновения, организуя сбор идей,
  • применяют дизайн-мышление, оценивая задачи с различных точек зрения,
  • внимательно изучают рабочее место, стараясь создать позитивную рабочую среду.

Например, компания Ford Motor Co в результате широкого и открытого сбора связи от сотрудников, работающих в более, чем 40 странах, узнала о насущных проблемах и потребностях персонала. В процессе дизайн-мышления результаты опроса были тщательно проанализированы и сегментированы для выделения основных HR-направлений, которые нуждались в переменах. Сейчас команда проекта формирует четырехлетнюю программу HR-преобразования компании. Ключевыми задачами являются упрощение HR-процедур, улучшение вовлеченности, расширение возможностей для команд и руководителей, а также разработка полезных и привлекательных решений для сотрудников.

В мире, который быстро преобразуется цифровыми технологиями, возможностями использовать мобильные приложения для самых разных задач и открытостью информации о компаниях, талантливые специалисты и сотрудники со способностью быстро осваивать новые навыки становятся конкурентным преимуществом компании.

Многие факторы говорят о том, что восприятие опыта сотрудника компаниями меняется:
  • от ежегодных опросов для оценки опыта сотрудников компании переходят к сбору и мониторингу постоянной обратной связи, а также осознанию тесной взаимосвязи работы и личной жизни сотрудников,
  • корпоративная культура это уже не раздел на веб-сайте компании, а гибкая постоянно меняющаяся концепция, которая определяется через поведение сотрудников,
  • “карты опыта”, вовлеченность и культура помогают компаниям нести ответственность за комплексный опыт сотрудников,
  • внутри компаний создаются программы для поддержания здоровья и благополучия сотрудников, сконцентрированные на людях и их семьях,
  • помимо зарплаты и бонусов появляются нефинансовые вознаграждения: питание, фитнес, программы здоровья,
  • компании формируют платформы опыта сотрудников, мобильные решения, имеющие цифровые приложения, а также возможности для коммуникаций и вдохновения.

Подробнее смотрите в таблице из отчета Deloitte.

trends_4_2.jpg


С чего начать фокусировку на опыте сотрудников?

Deloitte дают несколько рекомендаций для тех компаний, которые стремятся к формированию комплексного положительного опыта сотрудников:
  1. Признайте опыт сотрудников не менее приоритетным, чем опыт клиентов.
  2. Назначьте менеджера по опыту сотрудников и организуйте программы для развития этого направления.
  3. Используйте дизайн-мышления для всестороннего анализа опыта сотрудников.
  4. Рассматривая элементы опыта сотрудников, ориентируйтесь не только на штатных сотрудников, охватывайте временный персонал, привлеченные таланты, кандидатов.
  5. Инвестируйте в бенчмаркинг, заглядывайте в другие компании в поисках свежих идей.
  6. Привлекайте топ-менеджеров и руководителей ключевых групп.
  7. Учитывайте культурные различия, если представительства компании находятся в нескольких странах.
  8. Переходите к непрерывное обратной связи вместо ежегодного сбора мнений.


Что вы можете использовать в системе WebTutor для этой цели?

  • удобный пользовательский дизайн учебного портала (кейс, идеи порталов WebTutor от клиентов),
  • механизмы получения постоянной и моментальной обратной связи (примеры реализации с помощью чат-ботов),
  • инструменты геймификации на портале (кейс),
  • мобильный доступ и мобильное приложение (попробовать моб.приложение: app store/ google play, для входа указать сервер news.websoft.tu + ваш клиентский логин и пароль),
  • модуль “Компенсации и льготы” системы WebTutor (позволяет описывать различную информацию под конкретные позиции, делать обзоры и сравнение позиций),
  • проведение адаптивных опросов и процедур опросов в новой версии WebTutor.

trends5.png

trends7.png


По материалам исследования 2017 Deloitte Global Human Capital Trends и книги “The 2020 Workplace: How Innovative Companies Attract, Develop, and Keep Tomorrow's Employees Today” by Karie Willyerd, Jeanne C. Meister.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Заглянем под капот: какая методология лежит в основе карьерных треков, про что важно подумать до автоматизации?

Закон 7 рукопожатий и мгновенный обмен сообщениями

Адаптация: не так страшно, как кажется. Кейс бренда EKF

Постановка задач на доработку Websoft HCM. Основные принципы обеспечения стабильности работы кастомизаций