Создание экспресс-курсов средствами WebTutor
По материалам вебинара
Традиционный и наиболее популярный способ разработки электронных курсов - воспользоваться авторским средством, которое специально для этого предназначено. Но иногда можно применить и альтернативный подход для создания курсов. И этот подход очень поможет в переходе СДО к системе управления знаниями. Почему? Давайте рассмотрим подробнее.
Представим корпоративный учебный портал с массой электронного контента в различных форматах. Учебные курсы тут составляют лишь небольшую часть, так как перевести всю имеющуюся информацию в формат классического электронного курса, как минимум, нецелесообразно. Поэтому на портале существует множество различных документов, инструкций, книг, блогов, страниц портала, видеороликов, справочников, а также информация внутри форумов, писем и другая неформальная передача знаний. Альтернативный подход для создания курсов, о котором мы говорим, поможет структурировать океан корпоративных знаний в привычный электронный формализованный вид.
Любое авторское средство для разработки курсов имеет особенности. Даже для того, чтобы воспользоваться простым и удобным инструментом, нужно быть экспертом в разработке. Вряд ли специалист, который является обычным пользователем ПК, сможет быстро и эффективно создать электронный курс. Поэтому, в некоторых случаях, можно использовать стандартные офисные приложения + учебный портал. И со всем этим может справиться специалист по теме контента, не являющийся профессиональным разработчиком электронных курсов.
Когда можно отказаться от авторского средства в пользу экспресс-разработки? Тогда, когда уже есть готовый электронный контент, который отлично передает информацию и достигает поставленных целей.
Рассмотрим примеры.
- Из документа в формате word, pdf вполне реально сделать удобную для просмотра электронную книгу, в которой можно перелистывать страницы, уменьшать/увеличивать шрифт и изображения, пользоваться поиском. Такую книгу можно анализировать как стандартный элемент программы обучения (кто просматривал, сколько раз, где остановился, какое общее кол-во просмотров материала и т.д.) Более того, мы получаем возможность быстро перевести любой контент в единый электронный формат/шаблон.
- Если у вас есть любой видеофайл, то его также можно быстро перенести в электронную библиотеку и далее использовать как модуль курса. Не обязательно это должен быть профессионально снятый корпоративный фильм. Элементом обучения может быть любое полезное видео, снятое просто на смартфон. Кстати, в WebTutor при просмотре электронного курса, в котором содержится это файл, происходит передача потокового видео в зависимости от качества канала связи. Это означает, что и в главном офисе, и в регионах, в любом случае будет доступ к просмотру видео, только в различном качестве и разрешении.
- Можно использовать запись вебинара для повторного обучения и встраивания в электронные курсы и траектории обучения сотрудников компании.
Таким образом, при создании нового электронного курса с помощью средств разработки WebTutor, можно использовать не только SCORM-модули, но и различные ресурсы/файлы, разделы портала, записи вебинаров, видеоматериалы, электронные книги. И такие объекты будут SCORM-активны, то есть с ними можно будет производить такие же действия, как со SCORM-модулем и, в том числе, просматривать статистику обучения.
Экспресс-курс собран. Что далее? Учитывая, что любое обучение ценно именно активностью его участников, нужно добавить такую активность в электронный курс. Что это может быть в случае экспресс-курса, в котором нет интерактивных заданий и который собран из имеющихся элементов электронного контента на учебном портале?
В виде учебных активностей можно использовать такие домашние задания для участников экспресс-курса:
- Посетить вебинар, тренинг.
- Посетить вебинар/загрузить файл/получить оценку преподавателя.
- Написать сообщение в форум.
- “Запостить” в блог.
- Заполнить анкету, ответить на опрос.
- Принять участие в конкурсе.
- Принять участие в обсуждении в группе.
- Выполнить задание, выходящее за рамки учебного портала (тестовая работа в неком проекте, знакомство с каким-то внешним сайтом, просмотр видео на youtube).
- Продать определенное кол-во неких продуктов.
- Отработать определенное количество обращений клиентов в электронном формате и т.д.
Для того, чтобы учитывать эти активности, как внутри учебного портала, так и вне его, можно использовать:
- традиционный подход, который часто применяют в корпоративных системах дистанционного обучения: прохождение курса+ итоговый тест. При этом существуют и другие активности, но они не влияют на конечный результат, так как не обязательны.
- новый подход, который учитывает результаты учебных активностей таким образом, что доступ к финальному тесту открывается только после прохождения всех запланированных активностей в траектории обучения. Автоматизировать этот процесс позволяет новый стандарт TinCan (cmi5).
С помощью WebTutor можно использовать учет ряда готовых активностей в рамках стандартного функционала системы либо настроить собственный вид активности:
Таким образом, создавая экспресс курсы, которые учитывают, в том числе, активности участников, мы добьемся бОльшей эффективности обучения, чем предоставляя презентацию/документ + итоговый тест. И еще одно преимущество в том, что мы продлеваем процесс обучения, растягиваем его во времени, способствуя постоянному погружению в тему и стимулируя запоминание информации. А если посмотреть еще шире, то из элементов, которые включаются в экспресс-курсы, вполне можно конструировать различные траектории обучения и даже систему управления знаниями.
Материалы вебинара
Записи прошедших вебинаров про автоматизацию HR-задач: