От СДО к системе управления знаниями
По материалам вебинара
Например, в компании Спортмастер постепенно пришли к тому, что для реализации разного типа обучения можно использовать все имеющиеся в СДО виды электронного контента:
Можно заметить, что большинство пользователей (ок 80%) при поиске информации отдадут предпочтения облаку тегов или карте знаний по разделам (классификатору). И, в тоже время, некоторые будут использовать возможности поиска.
В WebTutor легко управлять рассылками обновлений, а также подтверждать просмотр пользователем полученной рассылки нажатием на кнопку (в версии 3.4). Этот процесс может настроить и сам пользователь для себя, и руководитель для своих сотрудников, и администратор учебного центра для выбранной группы пользователей.
Пример страницы информации об экспертах и их рейтинги в базе знаний
К примеру, WebTutor позволит создать различные интерфейсы базы знаний для различных специальностей (продавцы, ИТ-специалисты, агенты и т.д.)
Достаточно часто, компании, в которых СДО внедрена уже давно, сталкиваются с ситуацией, когда постепенно накапливается большое количество электронных курсов. В таком случае, мы говорим о классической СДО: курсы, тесты, иногда форумы. Но, на самом деле, существует многообразие инструментов для дистанционного обучения, которые можно использовать различными способами, конструируя удобные траектории обучения. В результате, мы приходим к базам знаний, которыми легче управлять, чем классической СДО. Это происходит благодаря тому, что электронный контент в системе представляет собой разнообразные элементы, из которых состоит база знаний. Этими элементами проще пользоваться как по отдельности, так и в группировке, их легче создавать и обновлять, из них удобнее составлять единую систему управления знаниями в компании.
Читайте также: Переходим от классической СДО к системе управления знаниями. Кейс компании Спортместер.
МНОГООБРАЗИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СДО:
- Вебинары,
- Записи вебинаров,
- Электронные курсы,
- Учебные фильмы,
- Внешние ресурсы,
- Тесты,
- Электронные книги,
- Форумы,
- Блоги,
- Файлы,
- Вопросы и ответы,
- Конкурсы,
- Инструменты соц.сетей.
В зависимости по поставленной задачи обучения, не всегда есть необходимость в разработке классического электронного курса. Иногда может быть достаточно инструкции, книги, видео-файла, записи вебинара или наличия справочника. Все эти элементы уже являются составляющими единой базы знаний.
Читайте также: Создание экспресс-курсов средствами WebTutor
Например, в компании Спортмастер постепенно пришли к тому, что для реализации разного типа обучения можно использовать все имеющиеся в СДО виды электронного контента:
Пример использования многообразия инструментов СДО в компании Спортмастер
Для того, чтобы перейти к системе управления знаниями, нам нужно решить три основные задачи:
- Выбрать необходимые инструменты для реализации знаний (важно знать особенности каждого из инструментов и сферу применения, так как для каких-то целей, например, будет идеален видео-формат, а для других он категорически не подойдет. Тут поможет знание педагогического дизайна).
- Интегрировать эти инструменты или использовать единую интегрированную систему, в которой содержатся все эти инструменты.
- Организовать доступ к знаниям для пользователей системы.
ДОСТУП К ЗНАНИЯМ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.
1. В режиме PULL (Поиск знаний):
- необходима развитая структура портала,
- сориентирует карта знаний,
- в поиске поможет облако тегов,
- нужен также развитый поиск (по названию файла, содержимому, разделу портала и т.д.)
Можно заметить, что большинство пользователей (ок 80%) при поиске информации отдадут предпочтения облаку тегов или карте знаний по разделам (классификатору). И, в тоже время, некоторые будут использовать возможности поиска.
Пример поиска по облаку тегов и по базе знаний
2. В режиме PUSH (Доставка знаний пользователям)
- осуществляется с помощью ленты обновлений по профилю знаний,
- также используется рассылка.
В WebTutor легко управлять рассылками обновлений, а также подтверждать просмотр пользователем полученной рассылки нажатием на кнопку (в версии 3.4). Этот процесс может настроить и сам пользователь для себя, и руководитель для своих сотрудников, и администратор учебного центра для выбранной группы пользователей.
Пример автоматической рассылки-дайджеста в компании “Связной”
3. Коммуникации с экспертами.
Для этой цели используются форумы, рассылки, вебинары, формирование FAQ (вопрос-ответ), а также рейтинг экспертов.Пример страницы информации об экспертах и их рейтинги в базе знаний
Пример страницы часто задаваемых вопросов в базе знаний
ВНЕШНИЙ ВИД БАЗЫ ЗНАНИЙ
Предположим, мы уже продумали инструменты, их интеграцию и доступ. Каким же образом внешне представить такую систему управления знаниями?
Вариант 1. Создать отдельное меню в самой СДО.
Вариант 2. Сделать отдельный сайт.
Вариант 3. Сделать несколько сайтов базы знаний.
К примеру, WebTutor позволит создать различные интерфейсы базы знаний для различных специальностей (продавцы, ИТ-специалисты, агенты и т.д.)
Пример внешнего вида базы знаний
Пример классификатора в базе знаний
Как видите, основная идея для перехода от классической СДО к системе управления знаниями достаточно проста:
- обратить внимание на различный электронный контент, который уже есть в СДО, кроме курсов и тестов,
- упорядочить этот контент,
- интегрировать курсы, тесты и другой электронный контент в единую систему,
- создать визуально приятную и удобную с точки зрения использования страницу базы знаний (или отдельный сайт),
- управлять наполнением, изменением и обновлением этой базы.
Многое будет зависеть от возможностей СДО, грамотной организации единой базы знаний в компании (тут большая роль учебного центра) и вовлечения (мотивации) участников такого проекта. Для последнего можно попробовать использовать элементы геймификации.
Читайте также: Модуль “Геймификация” системы WebTutor
Материалы вебинара
Записи прошедших вебинаров про автоматизацию HR-задач: