Вредные картинки
Что бы вы сказали об этом слайде? Все правильно? Ничего не вызывает отторжения (в частности картинка)?
Изображение слайда можно увеличить, но и так могу сказать, что текст с картинкой не связан ни прямо, ни косвенно.
На конференциях, в блогах да и просто на eLearning-тусовках уже неоднократно по поводу таких слайдов высказывались мнения типа: «В курсе могут использоваться изображения, только если они являются учебными объектами». И чуть менее категоричные - «желательно, чтоб графика имела смысловую связь с содержанием». Трудно не согласиться!
Называемые при этом причины – «отвлекает», «требует дополнительных ресурсов мозга» или «отъедает часть оперативной памяти мозга». И с этим согласен! (Хотя радио, телевидение, газеты и журналы, интернет говорят об обратном – возможности человеческого мозга безграничны!)
Но при этом я обосновываю пользу таких картинок в курсе в точности как в мультике про Простоквашино…
Дело в том, что по Стандарту разработки курсов в Банке «Возрождение» (который сам и написал) слайд должен быть заполнен на 70 (+/- 10)% площади. Важнее даже чтобы ВСЕ слайды были заполнены приблизительно одинаково.
Заполненность слайдов – это часть стиля оформления курса! И если текста недостаточно для выполнения требования – затыкаем дыру картиной!
Более того! Я утверждаю, что вот какая…
СПОСОБСТВУЕТ запоминанию содержания слайда!
Как же так? Не противоречу ли я сам себе и всем остальным?
Я давно искал необходимые аргументы. И, похоже, мои поиски окончены. В выходные принял участие в тренинге «Графическая фасилитация.Базовые навыки». Вел Брюс Роулинг (Bruce Rowling), Великобритания.
Это я получаю сертификат об окончании курса из рук Брюса
Смотрите что получается!
Почему во втором случае неправильно! Неаккуратно? Нет! Потому что мозгу придется напрягаться, чтоб интерпретировать изображение. А в первом – нет.
В графике существуют негласные соглашения об упрощении.
Флаг правдоподобно выглядит только на рис2 (первый прилеплен к палке непонятно чем), но достаточно и приемлемо на рис3.
Когда вы последний раз видели телефон с антенкой?
Но в графике он еще долго будет оставаться с ней.
Подобные упрощения приняты не только в графике. Вспомните сколько пальцев у персонажей в мультиках.
И последний пример. Вы помните, сколько ступенек от уличного асфальта до лифта? Если таковых нет, попытайтесь вспомнить ближайший вход в метро, подземный переход, магазин. А из какого материала они сделаны? А какова их высота и глубина? А край острый или скругленный?
Все вопросы риторические!
Не риторический вопрос – почему вы этого не помните (даже не обращаете внимание)? Потому что мозгу не надо принимать решений! Поднимусь/не поднимусь, а вообще мне туда надо? И тд. Таким образом мозг защищается от лишней информации (нагрузки). Но стоит сломать ногу (не стоить, конечно), вы начнете рассматривать и оценивать каждую трещину и неровность дороги!
И с графикой так же, но в меньшем масштабе. Поэтому вариант с плакатом «Не болтай» работает – простой, всем известный.
Добавляем анимацию (палец в нос) – добавляем эмоцию. А на эмоциональной волне может запомниться и информация со слайда. Может без деталей, но зато запомнится место в курсе, где есть эта информация.
И возвращаясь к самой первой картинке поста.
Эта картинка из библиотеки банка, используется во многих рекламных материалах и хорошо знакома всем нашим работникам (и клиентам). Поэтому они на нее и не обращают внимание, а слайд собран в соответствии с требованиями.
А «чужой» может и задуматься к чему это и зачем.
ИТОГО:
Идеально - когда картинка является учебным объектом. Но качество ее должно быть тоже идеальным.
Хорошо - когда картинка имеет смысловую связь с содержанием.
Допустимо - когда картинка проста и/или хорошо известна (привычна) и безупречного качества.
И опять же Хорошо - когда допустимая картинка вызывает эмоции.
И Идеально – когда Допустимая и Хорошая картинка одновременно имеет ассоциативную связь с содержанием курса.