Единый HR-процесс: обучение на жизненном цикле сотрудника в организации.
В современных организациях, где количество сотрудников насчитывает 
больше тысячи или что-то около того, высока потребность в оптимизации 
процессов, и как частный случай, автоматизации.
Как правило, автоматизируют отдельные операции или отдельные 
HR-процессы, такие как кадровое делопроизводство или подбор. При этом 
используются разрозненные системы: для кадров своие (1С, Боскадровик, 
др.), для подбора другие (например, eStaff), для обучения - третьи 
(Webtutor, Mirapolis, Competentum, ГиперМетод и др.)... Все больше и 
больше организаций стремятся объединить или интегрировать имеющиеся или 
предполагаемые системы в единое целое. Сейчас многие СДО предлагают, 
кроме системы дистанционного обучения, модули или блоки по другим 
HR-процессам.
Но ни одна из систем не может предоставить готовое решение, где бы 
процессы организации в автоматизированном режиме работали как единое 
целое, где один процесс плавно перетекает в другой: от результатов 
одного запускается другой без ручного ввода. Это объясняется 
индивидуальностью используемых процессов в организации - все зависит от 
потребности организации.
Другой вопрос, чтобы настроить единую систему, нужно понимать, на чем она будет основываться - что брать за основу?
Чтобы соединить все имеющиеся функции HR, необходимо найти единый стержень или принцип кроссфункциональности. Каким образом?
Деятельность HR сфокусирована прежде всего на сотрудниках компании. 
Практически с каждым сотрудником организации работают все службы HR - 
только в разное время работы сотрудника: поиск, прием, кадровые 
перемещения и кадровые операции (отпуск, больничный и т.д.), обучение, 
стажировки, наставничество, оценка и т.д. Большинство из HR процессов - 
дискретны: возникают в "жизни" сотрудника раз или периодически несколько
 раз в год или при выполнении заданных условий...
А чтобы создать единый процесс надо найти что-то постоянно происходящее с
 сотрудником на всем протяжении его "жизненного цикла" нахождения в 
организации от найма до его увольнения (здесь можно говорить о 
математическом термине - процесс стремится к бесконечности, в случае 
гипотетического увольнения - возможно, это событие никогда и не придет, 
если говорить, что выход на пенсию - это не увольнение). Что же это?
Раздумывая над этим сложным вопросом в начале проекта автоматизации, я 
сделала для себя интересное наблюдение. Дело в том, что сотрудник, 
начиная с прихода в компанию и до момента ухода из нее, постоянно 
развивается или учится. Термин "обучение" в общих терминах означает 
обучение с помощью преподавателя. Но в современном корпоративном мире 
оно получило расширенное значение, так как сюда добавляется тип обучения
 - "самообучение". И так получилось, что понятие "обучение" (которое, в 
принципе, является частным случаем "развития") все больше расширяется 
или даже сливается с понятием "развитие". Более того, что часто 
наблюдается, обучение заменяет собой развитие.
Но в то же время, роль обучения-развития часто преуменьшается, так как 
проецируется на реальные подразделения организации, занимающиеся 
обучением сотрудников, подразумевая, что передача знаний - это только 
поддерживающая функция бизнеса и далеко не самая важная в HR. Но если 
вдуматься, даже если в компании нет выделенной функции обучения с 
штатными сотрудниками по обучению (очного или дистанционного или и того,
 и другого формата), процесс обучения или развития есть всегда - его 
просто не может быть! Обучение не является самой важной функцией HR - 
просто эта функция всегда есть вне зависимости от размера и 
направленности организации.
Если есть сомнения на этот счет, то можно проверить достоверность этого 
утверждения! Когда человек приходит в новую организацию, с каким бы 
багажом опыта он не пришел, но ему придется учиться новым условиям и 
особенностям организации - это внутренние процессы, регламенты, 
порядки... в конечном счете, внутренняя культура! Так или иначе человек 
приспосабливается, адаптируется, изменяется, а значит, и развивается. 
Совершенно не важно, каким способом - с помощью корпоративного обучения 
или самообучения путем наблюдения за более опытными сотрудниками, или на
 внешних тренингах. Даже метод изучения внутренних порядков "делай как 
я" - тоже способ обучения. При чем, в отличие от других HR-процессов, 
обучение-развитие дифференцировано, т.е. непрерывно! Поэтому именно этот
 HR-процесс легко "ложится" на жизненный цикл сотрудника в организации, 
так как фактически с ним совпадает. В него же легко "вплетаются" и 
остальные функции HR - оценка персонала, как механизм фильтров и 
"переключателей", обеспечивая периодический "срез" результатов 
обучения-развития сотрудника, после которого наступает реакция и 
включение другого HR-процесса, например, кадрового решения.
Таким образом, реально построить комплексную HRM, где бы все функции HR 
работали слажено и, возможно, в единой автоматизированной системе на 
единую цель - развитие сотрудника, его максимальное удержание в 
компании, а значит, суммируя результат, развитие всей компании в целом.
Всегда Ваша,Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
http://blogofdenisova.blogspot.ru
 
