Заглянем под капот: какая методология лежит в основе карьерных треков, про что важно подумать до автоматизации?
- Александр Суровцев, эксперт по продукту, Websoft
- Анастасия Матусевич, методолог, руководитель проектов ЭКОПСИ
Какое место занимают карьерные треки в системе управления талантами?
Карьерные треки — неотъемлемая часть всего HR-цикла, и это инструмент для бизнеса и HR, который помогает коммуницировать с сотрудниками и предлагать варианты предсказуемого развития.
Подбор:
- Профили должностей задают единые требования при подборе
- Треки позволяют закрывать позиции внутренними кандидатами
Адаптация:
- Карьерные треки — инструмент планирования развития нового сотрудника
Оценка:
- Профили должностей задают единые требования при оценке
- По результатам оценки можно планировать карьеру и развитие
Обучение:
- Единый подход к развитию сотрудников, формированию ИПР и работе наставников
Расстановка кадров:
- Карьерные треки задают типовые маршруты и позволяют планировать резерв на ключевые позиции
- Грейды по каждой должности (при их наличии) соответствуют структуре карьерных треков
- Можно организовать приток кандидатов изнутри компании — из смежных подразделений или со стартовых позиций
Вовлеченность и мотивация:
- Карьерные треки показывают сотрудникам перспективы их роста
- Прозрачная система развития в компании повышает мотивацию сотрудников к самообучению
Увольнение vs удержание:
- Прозрачная система вызывает доверие и повышает привлекательность работодателя
- Персональные карьерные треки позволяют предложить уникальные возможности для высокоэффективных сотрудников
Карьерные треки — это не всегда перемещение между должностями. Сотрудников часто мотивирует интересная работа, новые возможности, перспективы. Карьерный трек можно рассматривать не только как передвижение по оргструктуре, но и как профессиональный прогресс, рост в экспертизе, изменения в условиях и льготах. Всё это может настраиваться под конкретную компанию или функцию, формируя в некотором смысле «правила игры» для сотрудников в конкретной организации или подразделении.
Наиболее популярные примеры источника запроса на создание карьерных треков:
- Молодые специалисты мотивированы на быстрый карьерный рост
- В компании или в каком-то подразделении есть спрос на сотрудников, «выросших» внутри
- Отсутствие взаимозаменяемости и преемственности и как следствие потеря ключевой экспертизы, ценных сотрудников
- Сложившаяся практика «продвижения своих» вместо «продвижения лучших»
- Текучесть из-за отсутствия карьерного роста по результатам exit-интервью
- «Карьера в компании» как один из факторов при исследовании вовлеченности систематически получает низкие оценки
Кто заинтересован в создании карьерных треков? Чаще всего потребность возникает одновременно с двух или трех сторон:
Сотрудники:
нужна прозрачная и вызывающая доверие система управления карьерой, видимые возможности карьерного роста, конкретные инструменты развития
Менеджмент:
необходимо обеспечить преемственность, передачу экспертизы и повышение вовлеченности сотрудников.
HR:
нужно снижать текучесть, способствовать удержанию, обеспечивать кадровую защищенность компании, планировать обучение и развитие персонала.
Если запрос есть только с какой-то одной или двух сторон — важно изучить потребность остальных, чтобы разработать максимально полезную систему управления карьерой как для менеджмента, так и для сотрудников с учетом всех имеющихся HR-процессов и инструментов.
Карьерные треки — это способ выстроить доверительные отношения с сотрудниками. Если сотруднику комфортно работать, если он понимает, что его ожидает в будущем, то это очень хороший инструмент удержания.
Какие бывают карьерные треки и какие задачи они помогают решить?
Карьерные треки — оптимальные и наиболее реалистичные траектории карьерного перемещения сотрудников.
Траектории строятся таким образом, чтобы:
- при перемещении на новую позицию сотруднику потребовалось минимальное обучение
- его опыт и компетенции были максимально полезны на новом месте
- Название должности
- 3-5 ключевых задач должности
- Формальные требования — опыт, стаж, квалификация и другие
- Профиль компетенций — корпоративные, профессиональные, управленческие
- Стаж в компании/должности
- Опыт участия в проектах
- Стажировка
- Ротация
- Обучение
- Оценка
- Наглядность и единообразие карьерных треков для всех подразделений
- Техническая поддержка визуальной и содержательной части карьерных треков
- Консультационная поддержка сотрудников и их руководителей