3 метода оценки эффективности обучения в федеральной аптечной сети. Кейс компании «Мелодия здоровья»
Коротко о компании. АО «Мелодия здоровья» — это федеральная аптечная розница. Компания на рынке 18 лет, входит в ТОП-5 аптечных сетей России, более 1100 аптек во всех регионах страны, более 4000 сотрудников. В команде обучения 25 человек. Ежемесячно проводится около 1100 обучений с тренером и назначается примерно 10 000 дистанционных уроков. Основная целевая аудитория — сотрудники аптек.
О том, как в компании оценивают эффективность обучения, рассказала Анна Прокопович, руководитель направления обучения.
С чем столкнулись?
Мы очень ценим аналитику, и результаты всех действий в обучении проверяем и подтверждаем в цифрах.
Автоматизировать оценку эффективности мы начали давно, в 2015 году. Тогда смотрели и измеряли 3 показателя продаж (конверсия, средний чек, количество позиций в чеке) в группе обученных сотрудников и сравнивали их с показателями в группе необученных.
От такого способа мы отказались, и вот почему:
- Негибкость показателей для оценки. Есть 3 конкретных показателя, а обучения существенно больше. Обучение, которое проводят тренеры, либо не на все показатели влияет, либо влияет очень косвенно (не всегда дает быстрый результат).
- Сложно найти контрольную группу из необученных. Сравнивать с контрольной группой — методически это правильно. Но у нас высокий уровень обученности в компании и находить достаточное количество людей для сравнения непросто.
- Большой период для оценки динамики. Мы брали период «месяц до обучения и месяц после», он оказался большим и неудобным для анализа результатов.
- Тренеру при таких измеряемых показателях оказалось невыгодно проводить не-продажные обучения.
Мы решили, что так дальше жить нельзя и стали искать другие варианты. Считали по-разному, собирали данные. Когда мы нащупали приемлемую для нас и для наших заказчиков систему, уже начали ее автоматизировать.
Что сделали?
У нас получилось 3 разных вида оценки эффективности.
1. Динамика показателей продаж. Используем для обучений с тренером и для дистанционных курсов по продажам. Оцениваем эффективность каждого тренера / формы / темы обучения. Проводим анализ роста показателей по группам сотрудников: новички, опытные, с низкими компетенциями.
Как реализовали:
- Считаем по обучениям с тренером и по дистанционным курсам по продажам
- Тренер сам выбирает из списка 1-3 заданных показателя, на которые влияло обучение. Система потом высчитывает динамику по этим показателям и по этим людям
- Нет контрольной группы из необученных
- Считаем дельту по показателям продаж 2 недели до и 2 недели после обучения
- Отрицательная динамика = «пусто». Мы верим, что тренер не может навредить
Отчет имеет несколько форм: по сотрудникам, аптекам, филиалам, по тренерам, по видам обучения, по темам обучения.
- Считаем только по продуктовым дистанционным курсам
- Считаем динамику по товарообороту «месяц до и месяц после обучения»
- Сравниваем динамику продаж группы товаров после обучения в сравнении с контрольной группой товаров, по которой обучение не проводилось
- Отрицательная динамика учитывается в среднем результате
- Контрольная группа нужна для очистки от влияния сезонности или других внешних факторов
- Отказались от анкет обратной связи и пришли к формату маркетингового исследования: проводим опрос 2 раза в год, автоматизировали его в Websoft HCM
- Отдельно по двум направлениям — обучение с тренером и дистанционное
- Опрашиваем разные категории сотрудников — заведующие, первостольники и новые сотрудники аптек
- Ежегодно пересматриваем блоки и вопросы
- Есть открытые вопросы
- По некоторой части блоков НЕ спрашиваем повторно в последующих опросах: если человек ранее уже отвечал на вопрос, то его уже не задаем
- Опрос добровольный — максимально честные ответы
- Всегда можно посчитать окупаемость направления
- Можно легко сделать финансовое обоснование расширения проектов или запуска новых
- Легко оценить эффективность видов, тем обучения или тренеров для развития функции
- Баланс между субъективным мнением «пользователей» и фактическим бизнес результатом