Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Импортозамещение HR-инструментов

 


Алексей Корольков для IT-manager

Сегодня многие компании столкнулись с ситуацией, когда к ИТ-специалистам и ИТ-руководителям пришли задачи импортозамещения по самым разным направлениям. Среди прочего – задачи замещения инструментов HR-автоматизации. Это все, что связано с процессами подбора, обучения, адаптации, оценки персонала, формирования кадровых резервов, управления показателями деятельности. Системы, замена которых сегодня стала актуальной, могут быть очень разными: как наборы отдельных инструментов, так и универсальные системы «все в одном», HCM (Human Capital Management) системы, Talent Management системы.

Что важно учесть при выборе нового программного продукта?

Первый набор параметров, о которых необходимо помнить при выборе и согласовании HR-системы:

  • Программный продукт должен быть разработан компанией, которая зарегистрирована на территории Российской Федерации, у которой нет западных инвесторов, а в составе учредителей нет западных компаний.
  • Программный продукт должен быть внесен в российский реестр программного обеспечения.
  • Разработка программного продукта не должна быть реализована с помощью западных технологий и инструментов. В противном случае, если эти «внутренние» технологии перестанут работать на территории Российской Федерации, то и вся система, которую мы выберем, тоже станет неработоспособной. Если совсем недавно было не так важно, на чем система создана и что у нее «под капотом», то сегодня это нужно обязательно проверять, учитывать и выбирать действительно независимый программный продукт.

HR область устроена таким образом, что у каждой функции есть десятки разных методологий. Даже внутри одной компании могут применяться и разные методологии подхода к оценке, и разные методологии обучения, и разные методологии подбора. Когда выбирается решение для HR-автоматизации, изначально важно отдавать предпочтение тем решениям, которые позволяют гибко настраивать HR-процессы.

Ситуация с импортозамещением неприятная. Мы все прекрасно понимаем, что все это упало на наши головы вдруг, мы этого не планировали, нам приходится резко перераспределять свои ресурсы, резко отказываться от одних задач в пользу других, искать альтернативы. Это далеко не летняя прогулка. Но необходимо ситуацию принять как открывающиеся новые двери, как возможность решить те задачи, которые раньше было сложно сдвинуть с места.

В HR очень часто можно увидеть «лоскутную» автоматизацию: за подбор отвечает система А, за адаптацию система B, за дистанционное обучение система С, за геймификацию обучения система D. Своя система для оценки, своя для управления показателями и так далее. Это абсолютно закономерная конструкция, которая обычно возникает из-за эволюции компании: постепенно формировались задачи, к этим задачам подбирались разные программные продукты, между ними настраивалась интеграция. Сейчас, когда возникла задача, часть из этих систем, а может быть и все заменить, появилась хорошая возможность упорядочить «лоскутную» историю и превратить ее в более гармоничную, по возможности закрыв несколько связанных процессов каким-то одним решением, которое как минимум не потребует сложной интеграции и обмена данными. Конечно стоит выбирать комплексную систему, а таких предложений на рынке достаточно много.

Какие шаги приведут к выбору правильной HR-системы?

Анализ бизнес-процессов

Замена одной системы на другую должна обязательно начинаться с анализа бизнес-процессов. Необходимо понять, что автоматизировано сейчас, что должно быть автоматизировано, как это должно быть сделано. Нужна базовая бизнес-аналитика. Понятно, что все торопятся. Действительно, иногда нужно внедрить новую систему как можно быстрее, но важно не попасть в ситуацию, когда мы производим замену лишь бы на что-нибудь. Давайте рассмотрим пример. Скажем, ваша компания использовала Zoom, его больше нельзя оплатить, и вам срочно нужно дать людям какой-то инструмент, который будет выполнять функции Zoom. Если этого не сделать, то люди не смогут работать: у многих удаленный или гибридный режим. Здесь выбор первого наиболее доступного инструмента будет вполне оправданным. Для замещения крупных HR-продуктов нужно предложить решение быстро, и при этом всеми силами постараться избежать ситуации, когда мы в спешке взяли первое, что подошло. Нужно подобрать инструменты, которые будут действительно реализовывать необходимые организации процессы. Для этого поиск можно сделать двухходовым: на несколько месяцев взять какой-то промежуточный инструмент только для текущих задач. На этом шаге подойдет первое, что доступно, что можно максимально быстро начать использовать. А дальше, на втором шаге, уже внимательно выбирать. HR-процессы, если их дестабилизировать, могут очень сильно повлиять и на имидж компании, и на лояльность сотрудников. Утрата определенных функций скажется крайне негативно. Процесс замены должен быть вдумчивый и начинаться он должен именно с бизнес-аналитики.

Взгляд в будущее

Несмотря на общую ситуацию, все равно необходимо учитывать планы развития. Даже если компания временно притормозила, скажем, процесс оценки, то с большой долей вероятности она к нему рано или поздно вернется. Выбор решения, в котором нет оценки, приведет к тому, что через полгода еще раз нужно будет запускать поиск решения по оценке.

Функциональные требования и ТЗ

При выборе поставщика необходимо работать по списку функциональных требований и по техническому заданию. Функциональные требования должны быть составлены на основе аналитики бизнес-процессов: что конкретно нам нужно, как все должно работать. Тогда выбор будет происходить на основе реальных потребностей и реальных задач, которые стоят перед компанией. Важно помнить, что коллеги из HR, не имея ИТ-бэкграунда, могут осуществлять выбор на основании достаточно поверхностных критериев. Это ни в коем случае не дискредитирует то, что знают и делают HR, но при выборе необходимо обращать внимание прежде всего на технологическую составляющую системы. Интерфейс и легкость восприятия важны, но в приоритете должно быть то, что внутри. Лучше выбрать менее симпатичное решение, но такое, которое будет надежно работать, настраиваться под актуальные задачи компании, которое будет масштабируемым, интегрируемым, которое впишется в существующую ИТ-инфраструктуру компании.

Скорость внедрения

Скорость имеет очень большое значение в сложившихся обстоятельствах. Важно понять, есть ли у вендора своя методология внедрения, есть ли решения для быстрого внедрения, но полноценного, а не усеченного. Это могут быть экспресс-решения, готовые типовые внедрения, что-то, что позволит быстрее пройти фазу настройки с нуля. Также у вендора могут быть готовые решения по определенным функциям: по разным типам оценки персонала, по настройке дистанционного обучения, по адаптации. Готовое — это значит некая канва реализации процессов уже есть и ее можно сразу использовать. Дальше необходимо посмотреть, какие кейсы у вендора уже реализованы. Очень многие вещи можно перенять, в хорошем смысле, увидеть оптимальное решение для вашей компании.

Миграция данных

Один из самых сложных вопросов — миграция данных. Лучше смотреть на тех вендоров, которые уже работали с клиентами, перешедшими с других систем. Это еще один аргумент в пользу опытных игроков на рынке. Когда по всем фронтам нужно делать быстрее и дешевле, то лучше ориентироваться на тех поставщиков, которые уже сталкивались с похожими задачами. Ни одна система не заменит другую точь-в-точь. HR-специалисты могут ожидать, что сохранится все, поменяется только интерфейс. Здесь крайне важна поддержка именно ИТ-департамента, который объяснит, что так не бывает. Даже если взять для примера такой базовый функционал, как список задач, то разные инструменты, разные приложения будут по-разному работать. Один к одному переехать не получится. ИТ-департаменту важно занять активную роль, чтобы HR-подразделение не выбрало то, с чем потом работать будет невозможно. Надо понимать, что миграция данных — это боль в любом случае. Вероятность, что мы придумаем конструкцию, в которой этот процесс будет абсолютно безболезненным, нулевая. Как сделать эту боль меньше? Главный способ — проанализировать те данные, которые HR хочет перенести, определить, что точно нужно перенести, без чего нельзя работать, а без чего можно обойтись. Предположим, у нас в системе хранятся данные об обучении персонала за прошедшие десять лет, все протоколы тестирования, все данные по прохождению курсов. При условии высокой текучки больше половины этих данных — об обучении тех людей, которые в компании уже не работают. Но вот миграция курсов и тестов, без которых обучение работать не может, нужна обязательно. Переносить это вручную, каждый курс пересобирать, заново переписывать тесты — гигантская работа. И потеря будет очень значимой. Чтобы упростить задачу миграции, нужно внимательно совместно с ответственными из HR разобраться, что можно локально сохранить, а что нужно перенести. Здесь ключевой вопрос: без чего мы не сможем работать? Без каких данных мы ключевые бизнес-процессы не сможем выполнять?

Кто будет внедрять?

Есть еще очень важный момент относительно миграции данных. Кто может это делать? Есть несколько вариантов. Первый: миграцию может выполнить только подрядчик, система закрытая. Второй вариант: эту задачу могут решать ваши сотрудники, причем не только ИТ-специалисты, но и те люди, которые отвечали за ведение и администрирование заменяемой системы. Это вариант предпочтительный. Администратор хорошо знает существующую систему: как она устроена, что где находится, кто чем пользуется. Он знает ее изнутри. Такой человек лучше всего подходит для выполнения миграции с одной системы на другую. Он, понимая, что было в старой системе, разобравшись с новой системой, сможет наиболее корректно все перенести и перенастроить. Оптимально выбирать то решение, которое даст возможность компании силами своих сотрудников наполнять систему, самостоятельно что-то переносить.

Интеграция

Следующий вопрос: какой у системы, которую вы выбираете, API? Как он работает, как устроен, насколько легко им пользоваться? Насколько просто будет состыковать новый продукт с кадровой системой, системой, связанной с начислениями, можно ли реализовать единое окно входа (Single Sign-On)? Как новая система будет интегрироваться с существующей инфраструктурой? Нужно уберечь себя от ситуации, когда бюджет на интеграцию превышает бюджет на покупку, и искать решение, которое максимально просто в интеграции.

Команда поставщика

Обязательно смотрите на команду поставщика. Насколько эти люди погружены одновременно и в HR-процессы, и в ИТ-сферу? Насколько они смогут помогать в процессе? Выбор HR-системы — это выбор надолго. Это будет полноценный проект, он будет достаточно длительным, потребует большой работы.

HR — область, которая всегда была и будет достаточно часто меняться. Постоянно появляются новые методологии, подходы, инструменты, меняются запросы работодателей, меняются запросы сотрудников. Все это обусловливает непрерывную динамику изменений HR-процессов. Тот продукт, который вы выбираете, должен быть достаточно гибким, чтобы соответствовать этим изменениям. Когда вы видите большой набор инструментов, встроенных приложений, готовых решений, как правило, это говорит о том, что система меняется вместе с потребностями компаний, которые ее используют. Система начинает обрастать разными функциями, возможностями. Это нормальный эволюционный путь. И выбирать новую систему нужно не только под сегодняшние задачи, но и на те, которые возникнут через полгода, через год, через несколько лет. Сегодня может казаться, что нужно что-то очень быстро заменить, закрыть брешь, которая образовалась, но ни в коем случае нельзя прийти к ситуации, когда спустя год нужно будет еще раз возвращаться к новому выбору.

В качестве заключения

Роль ИТ-департамента переоценить невозможно. Важно, чтобы ИТ-специалисты в процессе выбора новой системы в HR, замещения тех западных инструментов, которыми сегодня невозможно больше пользоваться, заняли активную позицию. Именно с помощью ИТ-департамента можно минимизировать количество ошибок. Даже если иногда кажется, что HR-процессы в общем объеме автоматизируемых процессов компании (производство, логистика, закупки, кассовые системы) — незначительная история, это только кажется. Стабильность компании во многом зависит от ее стабильности в работе с персоналом: насколько корректно ведется подбор, насколько мягко и комфортно устроен адаптационный процесс, насколько понятны и доступны HR-сервисы — компенсации, льготы, больничные, заявки на отпуск, различные начисления. Если в период изменений люди себя чувствуют стабильно, комфортно внутри компании, то они будут намного эффективнее работать в непростые времена.

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Постановка задач на доработку Websoft HCM. Основные принципы обеспечения стабильности работы кастомизаций

Корпоративный портал как единая точка входа на электронные ресурсы компании. Кейс Газпром Бурение

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Адаптация: не так страшно, как кажется. Кейс бренда EKF