Как автоматизировать HR в условиях санкций?
Недавно провели вебинар "Как автоматизировать HR в условиях санкций". На его основе подготовили статью.
В связи с текущей технологической и политической ситуацией
очень многие наши заказчики обратились к нам с одним вопросом: что теперь
делать? Они столкнулись с совершенно разными сложностями. Кто-то использовал
западные программные продукты, которые в один день перестали работать. Кто-то
пользуется отечественными продуктами, а вот западные технологии партнеры уже
отключили или планируют отключить. Кто-то просто не понимает, что делать с
развитием собственных программных продуктов и инфраструктуры и нуждается в
совете.
Мы готовы оказать поддержку клиентам и вместе с ними решать
эти проблемы. Это далеко не первый кризис, с которым Websoft сталкивается за 20
лет существования – ситуация для нас, к сожалению, привычная. Хотя сейчас это
нам даже на руку: мы уверены, что переживем трудности, потому что знаем, как
это делается.
Главное, о чем стоит сказать и с чего начать: Websoft – это
на 100% российская компания, резидент «Сколково», а Websoft HCM числится в
Едином реестре российского ПО. Эти три фактора являются гарантиями стабильности
наших разработок и важны для заказчиков из госсектора. У нас стабильная
клиентская база (более 1500 компаний, более 500 крупных российских заказчиков,
которые систематически с нами работают), а 90% оборота приходится на российский
рынок.
Что требуется, чтобы защитить
продукт от санкционных рисков?
-
Полностью собственная разработка, не зависящая
от потенциально подверженных санкциям продуктов.
-
Российская юрисдикция и локальная команда – все,
от менеджеров до разработчиков, находятся в России.
-
Работа на технологическом стеке, исключающем
продукты западных вендоров (Open Source или собственные решения).
-
Российские «облака» или возможность установка на
сервера заказчика.
Websoft HCM — это
открытая платформа, которая работает на разных операционных системах и с
разными СУБД, и коммерческих, и открытых. Конечно, мы еще живем в реальности,
где большинство заказчиков используют западные продукты: мы их поддерживаем, но
должны быть готовы перенести все на другую базу.
Какие технологии
импортозамещения мы можем предложить?
Websoft HCM обеспечивает комплексную HR-автоматизацию
процессов и сервисов или отдельных направлений. Всё от электронного
документооборота и автоматизации подбора до чат-ботов и вебинаров, весь цикл
работы HR от подбора кандидата до его увольнения мы можем перенести на
отечественное ПО уже сегодня. Какие ресурсы для этого используются?
·
Операционная
система – Linux (Open Source или российские).
·
СУБД
– PostgreSQL (Open Source или российские) или встроенная БД (собственная
разработка). При переезде с технологического стека Microsoft на Linux PostgreSQL
вы не потеряете данные.
·
Браузеры
– Mozilla (Open Source), Яндекс-Браузер. Google пока работает и будет работать, а вот
насчет Explorer уверенным быть
уже нельзя.
·
Облачная
среда – Яндекс.Облако. На нем развернуто большинство наших клиентов,
контролируемых российскими акционерами. Это российский продукт
импортозамещения, что уже дает защиту от рисков.
·
Разворачивание
приложений – Kubernetes (Open Source).
·
Медиа-серверы –
Kurento, Mediasoup (Open Source).
Конечно, мы еще зависим от западных инструментов, но уже
нашли решения. К примеру, мы неплохо прокачали собственное приложение Websoft Mobile. Пока оно будет доступно в AppStore и Google Play, но если и они исчезнут,
Android-приложение мы можем дистрибутировать в виде .apk-файла. В случае с iOS придется зависеть
от компании Apple. Если
возникнут сложности с мобильными ОС, у нас есть мобильная версия портала.
Что еще важно: прежде мы использовали среду DevOps от Microsoft, но в ближайшие
месяцы запланировали миграцию с AzureDevOps/Git на российскую платформу. Это
последний этап снятия зависимости от зарубежной среды.
Что поможет быстро
заменить иностранное ПО?
Из-за того, что ситуация меняется каждый день, и нам самим нужно реагировать молниеносно. Развернуть платформу в облаке или on-premise можно очень быстро, а вот запустить HR-процессы, если у компании нет полугода на составление ТЗ, уже сложнее. Однако и на этот случай у Websoft есть решения.
- Типовые внедрения для большинства HR-процессов
Такие основные процессы, как управление адаптацией, организация онлайн-обучения, сбор обратной связи или составление ИПР, мы можем запустить с нулевым программированием как для новых, так и для действующих клиентов.
- Готовые «приложения»на платформе Websoft HCM
Если у вас есть с нами лицензионный договор, вы можете просто взять коробочное решение и установить его самостоятельно.
- Настраиваемая и открытая для миграции данных платформа
Поскольку Websoft HCM была, есть и будет
открытой платформой и для разработки, и с точки зрения данных, переносить
данные очень легко. Механизмов миграции может быть множество.
Мы можем снять зависимость существующих заказчиков от
иностранного ПО: есть готовые отработанные технологии переноса данных и
функционала с технологического стека Microsoft на Linux/PostgreSQL, а также опыт
миграции в российские «облака». Более того – мы можем даже расширить
функциональность внедрения там, где раньше использовались продукты,
подверженные санкциям.
Конечно, есть и подводные камни. Websoft пишет
кросс-платформенный программный код, который работает и на Linux, и на PostgreSQL,
и на Oracle. Однако многие заказчики очень сильно кастомизировали код под
конкретные платформы, и при «переезде» данных могут возникнуть сложности. Код,
скорее всего, придется переписывать, а это время и деньги. С этим можно
справиться, но присмотритесь и к типовым внедрениям и готовым решениям – вероятно,
будет проще, удобнее и экономичнее минимально их доработать.
Наш опыт
Многие заказчики давно озаботились переездом на открытое ПО,
а сейчас вырос спрос на использование Linux/PostgreSQL. У нас есть значительный
опыт миграции клиентов, работающих с нами on-premise. Однако главная наша
забота – перенос из Microsoft Azure в Яндекс.Облако всех клиентских порталов.
Яндекс.Облако
– это более 50 порталов на нашем хостинге, и мы готовились к переносу несколько
месяцев. В результате процесс занял ровно три месяца. За это время мы
договорились с клиентами и провели работы с минимальными перерывами в
предоставлении сервиса и без нарушения работоспособности порталов. Кроме того,
при переносе мы адаптировали кастомизированные коды. Те же процессы мы можем
повторить для других заказчиков.
Что
касается перехода на Linux/PostgreSQL – вы можете сделать это самостоятельно,
если ваша IT-команда обладает
нужными компетенциями и инфраструктура позволяет развернуть серверы Linux. Мы
сами можем решить эту задачу для вас в рамках проектной работы. Ограничение
одно: кастомный код, написанный с использованием прямых SQL-запросов, работать
перестанет, но его можно переписать либо взять готовое коробочное решение, о
чем шла речь выше.