Чудес не бывает. Более или менее крупной или средней компании внедрить процесс, если он охватывает сразу несколько HR-направлений, нельзя ни за месяц, ни даже за полгода. Типовой проект может занять год-два.
За месяц можно внедрить какое-то коробочное решение в каком-то одном направлении. ATS-систему поставить из коробки — да, можно, можно и быстрее. Систему тестирования сотрудников тоже можно развернуть быстро. Но это не то, что мы обычно подразумеваем под автоматизацией HR. Это внедрение отдельных инструментов. Если мы говорим про изменение подхода к взаимодействию между сотрудниками и организацией, между HR-службой и бизнесом, то, конечно, нужно время. Поэтому нам нужна road map, дорожная карта. Например, если мы работаем по гибкой методологии, то мы еще не знаем, как именно мы будем автоматизировать performance management, но мы знаем, что у нас будет такой этап, и он будет следовать за этапом автоматизации оценки компетенций. Даже если мы не используем гибкий подход, такая карта все равно нужна.
Вернемся снова к нашему кейсу с автоматизацией подбора, к которому мы уже обращались в этом тексте, когда говорили о data-driven подходе. Целью было сделать процесс подбора прозрачным и понятным. И если у нас появилась информация, которую можно анализировать и делать выводы, есть статистика, аналитика — значит мы прошли первый этап, все работает. Но дальше начинается непрерывный процесс. Дальше мы обнаруживаем, что у нас проблема с СБ, и мы начинаем ее решать. Потом мы, например, посмотрим бенчмарк по рынку и увидим, что у конкурентов продвинутый HR-бренд, они используют больше каналов коммуникации, и, действительно, к ним приходят больше людей. И тогда мы поставим себе новые задачи — обновить карьерный портал, развивать страницы в соцсетях, интегрировать и портал, и соцсети с нашим ATS-решением. Можно ли сделать идеально раз и навсегда? Нет. Каждые Олимпийские игры кто-то устанавливает новые мировые рекорды. Потому что всегда можно чуть-чуть лучше. Это не учитывая того, что просто жизнь меняется. Бывают истории, когда все сделали и все отлично работает — год, два, три. А потом перестает работать. Жизнь поменялась. Наш инструмент больше не подходит, и надо его менять.
Есть три инструмента, в идеале нужно использовать их все.
Давайте разберемся. Допустим, у нас есть некий бизнес-процесс или совокупность бизнес-процессов, которые реализуются без использования электронных технологий, например, адаптация. И у нас есть бумажная форма, которую мы выдаем наставникам. Автоматизация — это когда мы решаем: пусть план формируется автоматически, пусть сотруднику будет прилетать напоминание, пусть руководитель и наставник будут это все видеть, и пусть отчет сразу всем будет доставляться.
А диджитализация — это то, что по-английски называется disrupt, когда мы не переносим процесс в электронный формат, а в принципе меняем процесс и используем новую технологию. Что в нашем примере может быть диджитализацией? Бот-наставник, который, основываясь на искусственном интеллекте, задает вопросы и подбирает план развития. Мы вообще по-другому смотрим на процесс.
В какой-то момент eLearning, когда он только появился, был как раз вот такой диджитализацией. Вообще поменяли подход: учили в классе, стали учить по-другому.
Еще пример — обратная связь. Когда мы переносим процесс с “бумаги” в электронный формат, делаем его более удобным и прозрачным, видим все цифры и отчеты, но при этом не меняем сути, то мы внедряем автоматизацию.
А вот непрерывная обратная связь — это смена парадигмы. В приложении, которое есть у каждого в телефоне, в любой момент мы можем дать обратную связь. Точек контакта может быть десятки и сотни в течение года. Это другой подход к оценке, и это диджитализация.
Пример из области подбора. Предположим, раньше мы проводили собеседование в очной форме. Люди приезжали, заполняли анкету, проходили собеседование с внутренним рекрутером, все заносили в Excel. Внедрили ATS-систему, сотрудник стал заполнять форму заранее в электронном виде, в форме на портале отсылать ее рекрутерам, рекрутеры стали вносить информацию о том, как прошло собеседование, о его результатах. Это чистая автоматизация. Стало проще, автоматизация помогла избавиться от ошибок, доходимость кандидатов улучшилась, отчеты легко строить. Но по своей сути процесс не изменился.
Когда вместо интервью, проводимого людьми, человек получает автоматическую форму, в которой система задает вопросы, а ему с помощью видео нужно ответить, — это диджитализация. Сам подход — это уже некий disrupt. Это, кстати, не значит, что такой механизм эффективен, не значит, что он нравится людям, не значит, что он повышает лояльность, что так и нужно подбирать. Но есть disrupt и следующего уровня, он встречается на Западе: людей по итогам этого автоматизированного интервью ранжирует тоже робот. Робот смотрит на соответствие некой модели, заложенной в нейросети. Рекрутер просто выбирает людей в LinkedIn, система посылает им приглашение, кто-то из них заполняет видеоформу, и рекрутер общается с теми, кого выберет робот на основании каких-то заранее определенных критериев. Вот это можно назвать диджитализацией, когда цифровая технология позволила драматически поменять процесс.
Может ли диджитализация быть не автоматизированной?
Конечно, может. Например, мы можем внедрить непрерывную обратную связь, и все будут автоматически заполнять формы. Но если из этого не рассчитываются какие-нибудь интегральные KPI, показатели не попадают в Comp&Ben, с этим не связаны другие автоматизированные процессы, такие как, например, управление проектами, то мы получим диджитал без автоматизации.
Частое заблуждение компаний, начинающих внедрять электронное обучение: если мы внедрили LMS-систему с электронными курсами, это уже автоматизация. Нет, это как раз диджитализация обучения. Если вы сами решаете, какой курс кому назначить, без автоматизированных правил, не на основании ранее сформированных ИПР, то это классическая диджитализация без автоматизации. А если у вас есть и то, и другое, если вы перевели в диджитал-формат ваше обучение и настроили, продумали автоматические процессы, например, вводные курсы назначаются массово всем новым сотрудникам, автоматически генерируются отчеты, какие-то сводные данные, дашборды, то вот это уже автоматизация, которая прилагается к базовому диджитал-решению.
Эти два процесса идут рука об руку. Невозможно говорить, что какой-то из них хуже или лучше, более эффективный или менее эффективный. Если понятно, что в каких-то областях есть новые технологии, которые могут существенно повлиять на нашу работу, то, может быть, стоит попробовать сначала процессы изменить с учетом новых технологий, и автоматизировать их параллельно, уже по-новому.