Архитектура знаний на примере типовой структуры супермаркета - кейс Группы Компаний Слата
Публикуем кейс, любезно предоставленный нам Максимом Садовниковым, Менеджером по дистанционному обучению Группы компаний "СЛАТА". Коллеги используют систему WebTutor для организации дистанционного обучения своих сотрудников. Мне кажется, что в кейсе описан очень правильный подход, позволяющий говорить о переходе к полноценному микро-модульному конструированию программ обучения.
С 2016 года в группе компаний Слата стартовал проект по внедрению дистанционного обучения персонала.
В группу компаний Слата входят дистрибьюторская компания и торговая сеть. На сегодня это примерно 1200 и 6000 сотрудников соответственно. 80% персонала торговой сети составляет штат сотрудников торговых точек – супермаркетов Слата и дискаунтеров Хлеб Соль. На сегодня торговая сеть покрывает Иркутскую область и часть Забайкальского края. Большая часть торговых точек сконцентрирована в Иркутске, тем не менее значительный охват относится к удаленным городам – Ангарск, Братск, Чита и множеству меньших населенных пунктов.
Одни из основных задач проекта – сокращение затрат на обучение линейного персонала, охват всего линейного персонала обучением и стандартизация обучения линейного персонала. В результате на первом этапе возникла потребность в разработке пакетов учебных материалов по типовым должностям супермаркетов Слата, в которых на момент старта проекта была сосредоточена большая часть торгового персонала.
Из опыта работы сети и обучения внутреннего персонала была сформулирована общая иерархия типовых должностей, отражающая как карьерное развитие и функциональное подчинение, так и гипотетическую структуру знаний.
С 2016 года в группе компаний Слата стартовал проект по внедрению дистанционного обучения персонала.
В группу компаний Слата входят дистрибьюторская компания и торговая сеть. На сегодня это примерно 1200 и 6000 сотрудников соответственно. 80% персонала торговой сети составляет штат сотрудников торговых точек – супермаркетов Слата и дискаунтеров Хлеб Соль. На сегодня торговая сеть покрывает Иркутскую область и часть Забайкальского края. Большая часть торговых точек сконцентрирована в Иркутске, тем не менее значительный охват относится к удаленным городам – Ангарск, Братск, Чита и множеству меньших населенных пунктов.
Одни из основных задач проекта – сокращение затрат на обучение линейного персонала, охват всего линейного персонала обучением и стандартизация обучения линейного персонала. В результате на первом этапе возникла потребность в разработке пакетов учебных материалов по типовым должностям супермаркетов Слата, в которых на момент старта проекта была сосредоточена большая часть торгового персонала.
Из опыта работы сети и обучения внутреннего персонала была сформулирована общая иерархия типовых должностей, отражающая как карьерное развитие и функциональное подчинение, так и гипотетическую структуру знаний.
Как было в 2016 году?
Были заказаны монолитные SCORM модули по каждой должности (от 70 до 150 слайдов).
Дополнительные материалы, например, полные тексты инструкций, были внедрены в модули в виде скачиваемых файлов.
Основой для наполнения послужили нормативные документы, инструкции по процессам.
Внутри модуля использовались 5-10 контрольных вопросов.
Вне модулей располагались объемные тесты по каждой должности, основанные частично на материале модуля, частично на материале очного обучения.
Дополнительные материалы, например, полные тексты инструкций, были внедрены в модули в виде скачиваемых файлов.
Основой для наполнения послужили нормативные документы, инструкции по процессам.
Внутри модуля использовались 5-10 контрольных вопросов.
Вне модулей располагались объемные тесты по каждой должности, основанные частично на материале модуля, частично на материале очного обучения.
С чем столкнулись в 2017 году?
Значительная часть информации повторяется от модуля к модулю.
В случае необходимости произвести корректировки приходится тратить лишние ресурсы на внесение изменений в каждый модуль, содержащий данный блок материала, и перезагрузку каждого SCORM-модуля в СДО.
Размещение материалов для скачивания внутри SCORM-модулей приводит к излишним трудозатратам при их замене, приходится перезагружать весь модуль.
Факт объединения нескольких тем в один модуль затрудняет восприятие этих тем в качестве отдельных блоков информации. Другими словами, теряется ощущение структуры знаний по данной должности.
В тестировании также есть значительная часть повторяющихся вопросов и их замена требует лишних ресурсов.
Параллельно пришло понимание потребности в авторском средстве, использование которого позволило бы переложить часть работы по подготовке контента на внутренних заказчиков.
В случае необходимости произвести корректировки приходится тратить лишние ресурсы на внесение изменений в каждый модуль, содержащий данный блок материала, и перезагрузку каждого SCORM-модуля в СДО.
Размещение материалов для скачивания внутри SCORM-модулей приводит к излишним трудозатратам при их замене, приходится перезагружать весь модуль.
Факт объединения нескольких тем в один модуль затрудняет восприятие этих тем в качестве отдельных блоков информации. Другими словами, теряется ощущение структуры знаний по данной должности.
В тестировании также есть значительная часть повторяющихся вопросов и их замена требует лишних ресурсов.
Параллельно пришло понимание потребности в авторском средстве, использование которого позволило бы переложить часть работы по подготовке контента на внутренних заказчиков.
Что решили в 2017 году?
1. Перейти на iSpring Suite.
2. Выделить повторяющиеся части курсов и тестов в самостоятельные модули.
3. Заменить материалы для скачивания внутри SCORM-модулей ссылками на те же материалы, размещаемые непосредственно в СДО.
На данном этапе пришлось провести детальный анализ материалов курсов, их унификацию, а также переверстать все курсы в iSpring Suite.
Аналогичная работа потребовалась для итоговых тестов, с той разницей, что вопросы заносились непосредственно в СДО.
2. Выделить повторяющиеся части курсов и тестов в самостоятельные модули.
3. Заменить материалы для скачивания внутри SCORM-модулей ссылками на те же материалы, размещаемые непосредственно в СДО.
На данном этапе пришлось провести детальный анализ материалов курсов, их унификацию, а также переверстать все курсы в iSpring Suite.
Аналогичная работа потребовалась для итоговых тестов, с той разницей, что вопросы заносились непосредственно в СДО.
Что получилось в 2018 году?
В рамках представленной схемы работа по актуализации материалов концентрируется на нижних уровнях: каталогах вопросов и scorm-модулей. Замена информации в отдельном нижнеуровневом блоке каскадно распространяется на все вышестоящие активности, его использующие.
Пока не удалось структурировать блоки ЗДМ и ДМ. Они по-прежнему идут монолитными модулями. Тем не менее они так же будут складываться из знаний нижестоящих должностей и некоторой специальной части.
За пределами схемы остался каталог материалов библиотеки. По большей части это внутренние нормативные документы: стандарты, регламенты и инструкции. Чаще всего их используют фреймы, внедренные в слайды scorm-модулей, а также они используются в качестве модулей такого контейнера как Курс. Например, в случае если речь идет об ознакомлении с новым или измененным нормативным документом, курс включает в себя материал библиотеки и тест по нему.
Пока не удалось структурировать блоки ЗДМ и ДМ. Они по-прежнему идут монолитными модулями. Тем не менее они так же будут складываться из знаний нижестоящих должностей и некоторой специальной части.
За пределами схемы остался каталог материалов библиотеки. По большей части это внутренние нормативные документы: стандарты, регламенты и инструкции. Чаще всего их используют фреймы, внедренные в слайды scorm-модулей, а также они используются в качестве модулей такого контейнера как Курс. Например, в случае если речь идет об ознакомлении с новым или измененным нормативным документом, курс включает в себя материал библиотеки и тест по нему.
Аналогично предыдущей схеме для актуализации учебных материалов достаточно заменить файл нормативного документа в библиотеке, а также проверить состав вопросов соответствующей категории. Вышестоящие активности обновляются автоматически.
К вопросу о гибкости логики завершения учебной активности
Автозавершение по результату курса
В рамках обучения и тестирования сотрудников по теме «Охрана труда» в единый курс были собраны инструкции по охране труда и соответствующие тесты для каждой типовой должности.
Принцип построения теста: пользователю предлагаются 10 вопросов из общей части и 10 вопросов из специальной части по его должности. Для должностей, не описанных отдельно, предлагается тест из 20 вопросов по общей части.
Принцип работы единого курса: все инструкции и тесты включены в курс в качестве модулей. Каждый пользователь видит в курсе только ту инструкцию и тот тест, которые соответствуют его должности. Это удобно при автоматическом назначении курса пользователям, а также при формировании отчетности. У нас один курс, в рамках которого каждый проходит то, что должен. Это прописывается в виде набора правил в настройках элемента курса
Идея в том, что курс должен автоматически завершаться с положительным результатом по достижении проходного балла за один из включенных в него тестов. При этом ни один из модулей нельзя установить в качестве обязательного, т.к. он будет показан не всем и курс не сможет завершиться без прохождения данного модуля.
Должна быть настройка, позволяющая курсу завершаться не по признаку завершения обязательного раздела, а по достижении проходного балла. К сожалению, имеющаяся СДО не позволяет это осуществить и для автозавершения требует наличия хотя бы одного обязательного раздела.
В качестве варианта решения проблемы был добавлен дополнительный обязательный раздел, который появляется в курсе после достижения проходного балла. Он так и называется «Для завершения курса откройте данный раздел». Но эта мера вызывает проблемы в плане юзабилити и пользователи часто жалуются, что курс не завершается. Приходится периодически вручную завершать назначенные курсы, набравшие проходной балл.
Баллы vs. проценты
Ситуация, при которой результат курса складывается именно из баллов входящих в него модулей приводит к некоторым неудобствам, если различные модули показываются различным категориям пользователей в рамках одного и того же курса.
В таком случае все модули должны иметь одинаковый максимальный балл. А это создает лишние рамки для проектирования учебных модулей. К примеру, если курс состоит из тестов по каждой должности, приходится все тесты приводить к одному максимальному баллу, а значит нужно либо включать в них одинаковое количество вопросов, несмотря на то, что на практике тесты для разных должностей скорее всего будут разными как по содержанию, так и по сложности; либо требуется детально продумывать вес каждого вопроса.
Если бы курс мог учитывать не баллы входящих в него модулей, а проценты их завершения, то структура курса была бы значительно более гибкой и требовала бы меньшего внимания как при составлении курса, так и при изменении входящих в него модулей.
Стоит отметить также, что в рамках результата прохождения теста или курса процент должен записываться в результат вместе с баллом. В ситуации, когда процент вычисляется от максимального балла исключительно в момент формирования отчета, периодически возникают проблемы, связанные с тем, что с момента завершения теста его максимальный балл уже мог измениться в рамках актуализации учебного материала. Тогда встречаются забавные случаи, когда согласно отчету пользователь прошел тест на 130%.
К вопросу о гибкости логики завершения учебной активности
Автозавершение по результату курса
В рамках обучения и тестирования сотрудников по теме «Охрана труда» в единый курс были собраны инструкции по охране труда и соответствующие тесты для каждой типовой должности.
Принцип построения теста: пользователю предлагаются 10 вопросов из общей части и 10 вопросов из специальной части по его должности. Для должностей, не описанных отдельно, предлагается тест из 20 вопросов по общей части.
Принцип работы единого курса: все инструкции и тесты включены в курс в качестве модулей. Каждый пользователь видит в курсе только ту инструкцию и тот тест, которые соответствуют его должности. Это удобно при автоматическом назначении курса пользователям, а также при формировании отчетности. У нас один курс, в рамках которого каждый проходит то, что должен. Это прописывается в виде набора правил в настройках элемента курса
Идея в том, что курс должен автоматически завершаться с положительным результатом по достижении проходного балла за один из включенных в него тестов. При этом ни один из модулей нельзя установить в качестве обязательного, т.к. он будет показан не всем и курс не сможет завершиться без прохождения данного модуля.
Должна быть настройка, позволяющая курсу завершаться не по признаку завершения обязательного раздела, а по достижении проходного балла. К сожалению, имеющаяся СДО не позволяет это осуществить и для автозавершения требует наличия хотя бы одного обязательного раздела.
В качестве варианта решения проблемы был добавлен дополнительный обязательный раздел, который появляется в курсе после достижения проходного балла. Он так и называется «Для завершения курса откройте данный раздел». Но эта мера вызывает проблемы в плане юзабилити и пользователи часто жалуются, что курс не завершается. Приходится периодически вручную завершать назначенные курсы, набравшие проходной балл.
Баллы vs. проценты
Ситуация, при которой результат курса складывается именно из баллов входящих в него модулей приводит к некоторым неудобствам, если различные модули показываются различным категориям пользователей в рамках одного и того же курса.
В таком случае все модули должны иметь одинаковый максимальный балл. А это создает лишние рамки для проектирования учебных модулей. К примеру, если курс состоит из тестов по каждой должности, приходится все тесты приводить к одному максимальному баллу, а значит нужно либо включать в них одинаковое количество вопросов, несмотря на то, что на практике тесты для разных должностей скорее всего будут разными как по содержанию, так и по сложности; либо требуется детально продумывать вес каждого вопроса.
Если бы курс мог учитывать не баллы входящих в него модулей, а проценты их завершения, то структура курса была бы значительно более гибкой и требовала бы меньшего внимания как при составлении курса, так и при изменении входящих в него модулей.
Стоит отметить также, что в рамках результата прохождения теста или курса процент должен записываться в результат вместе с баллом. В ситуации, когда процент вычисляется от максимального балла исключительно в момент формирования отчета, периодически возникают проблемы, связанные с тем, что с момента завершения теста его максимальный балл уже мог измениться в рамках актуализации учебного материала. Тогда встречаются забавные случаи, когда согласно отчету пользователь прошел тест на 130%.
Что должно получиться в идеале?
Возвращаясь к комплексу курсов для персонала супермаркета, в идеальном случае курс по должности должен иметь семантику контейнера-квалификации, получить которую можно либо пройдя все включенные модули (в случае обучения внешнего кандидата), либо так сказать досдав академическую разницу (в случае продвижения внутреннего кандидата).
Здесь возможны варианты.
Автозачет
При первом варианте можно представить систему курсов, в которой результаты пройденных ранее модулей в одном курсе могут автоматически засчитываться системой в качестве результатов в другом. Например, если сотрудник изучил SCORM-модуль «Стандарты работы в компании» в рамках курса «Специалист по приемке», то система автоматически зачтет его при изучении курса «Товаровед».
Здесь важно, чтобы система могла отследить информацию и провести автозачет только при условии отсутствия изменений в модуле с момента прохождения.
Универсальный контейнер
Второй вариант более глобальный – это использование универсальных контейнеров.
Универсальный контейнер – это гипотетический инструмент, который может быть реализован в СДО.
Он должен быть способен включать в себя как модули низшего порядка (тесты, scorm-пакеты, анкеты/опросы, материалы библиотеки, очные программы, задачи), так и другие универсальные контейнеры.
Каждый входящий в него модуль должен быть способен получать некий результат, цифровой (баллы или проценты) или логический (зачтено/не зачтено, выполнено/не выполнено), а также уметь передать этот результат контейнеру.
Сам контейнер должен иметь возможность настройки логики вычисления общего результата из входящих в него модулей.
Также такой контейнер должен обеспечивать непосредственный доступ к входящим в него модулям, без необходимости дополнительного назначения этих активностей.
В разных СДО функционал такого контейнера частично выполняется различными объектами. В moodle это курсы и темы, в iSpring Online – учебные программы, в WebTutor – курсы, учебные программы, модульные программы и наборы программ, а также индивидуальные планы обучения.
Представляется, что детально продуманный универсальный контейнер мог бы выступать в любой из этих ролей, а также позволял бы настраивать максимально гибкие учебные траектории. Особенно, если его функционал будет также включать настройку показа разных модулей для разных условий, например, подразделений или должностей, завершения или определенного результата предыдущих модулей.
Важным ограничением для такого контейнера будет условие, при котором должна избегаться зацикленность, например, контейнер не может включать в себя другой контейнер, который прямо или опосредованно уже содержит в себе данный контейнер.
В рамках такой гипотетической технологии наш продукт мог бы выглядеть следующим образом:
То есть чтобы стать заместителем директора – нужно пройти блок кассира и продавца + модуль по должности. Чтобы стать товароведом – нужно пройти блок специалиста по приемке + дополнительные темы. Чтобы стать директором нужно освоить и блок заместителя директора, и блок товароведа, и дополнительные модули для директора.
Такая система позволила бы минимизировать трудозатраты на актуализацию материала и обеспечивала бы целостность информации.
Подобная вложенность знаний и возможность автозачета учебных модулей особенно актуальны в рамках работы с кадровым резервом.
В общем случае, на практике всё чаще возникает потребность в дроблении материала на самостоятельные модули. Это требует как особого подхода при их проектировании с точки зрения педагогического дизайна, так и особых простых универсальных и в то же время глубоко продуманных инструментов на стороне СДО.