О застое в электронном обучении
Есть мнение, что российский e-learning представляет собой болото, в котором ничего не происходит, бесталанные люди делают соответствующие курсы, а вендоры (т.е. мы) всячески их в этом поощряют.
Соглашусь - я давно уже не наблюдаю действительно эффективных новых идей и решений. Причем не у нас (какие у нас революционные идеи - мы на несколько лет позади), а на Западе. Нет ничего нового и оригинального у лидеров электронного обучения! Все что произносится на конференциях мудрыми западными дядьками - про мобильное обучение, серьезные игры и интеграцию с соц. сетями и т.п. уже 100 описано, обсуждено и испробовано. И не дает никакого прорыва.
Почему так?
E-learning в текущем виде превратился в зрелое решение как с точки зрения софта, так и методологии. Компоненты текущего e-learning, давно устоялись и развиваются неспешно. Я про эти компоненты:
- курсы для самостоятельного обучения
- авторские средства для быстрой разработки контента
- системы дистанционного обучения
- инструменты для вебинаров
Появление новой версии авторского средства не обещает никаких прорывов, все возможные инструменты в нормальных вебинарных софтах уже прикручены, новая версия SCORM или Tin Can не изменят суть процесса работы с курсом...
Компании четко понимают, для чего они могут использовать e-learning, а для чего нет. Также большинство определилось с тем какое качество контента их удовлетворяет и решает поставленные задачи. Эксперименты проведены и уже понятно нужно ли учебное видео, нужна ли озвучка, персонажи, ... Понятно что компании делают сами, а что отдают на аутсорс и почему.
Ничего в текущем наборе инструментов не предвещает революций. Плохо ли это? Мне кажется это нормально.
У e-learning нет будущего? Конечно нет! Я убежден, что будущее электронного обучения прекрасно. Вот только создадут это будущее не те, кто сейчас на этом рынке работает. Мы в лучшем случае подстроимся под эти изменения.
E-learning это вторичная технология по отношению к основному движению компьютерных и сетевых технологий. Не специалисты по e-learning придумывают twitter для целей обучения. Наоборот - появившуюся технологию обмена сообщениями они пытаются приспособить под свои нужды. И так во всем.
Прорыв в e-learning произойдет тогда, когда произойдет прорыв в различных областях IT - в распознавании речи, образов и жестов, в мобильных устройствах, сетях следующего поколения и т.п. Этот прорыв совершат Apple, Microsoft, IBM, Google... А не Kineo, Blackboard, Articulate, Lectora...
Несколько выводов:
1) никакого "болота" нет, есть рутинная работа с использованием устоявшихся решений.
2) не стоит считать себя отсталыми и убогими если вы делаете простые слайдовые курсы, которые работают (решают задачи внутреннего заказчика). Просто наслаждайтесь результатом. Улучшение качества контента никто не отменял, но решить поставленную задачу с минимальными затратами, удовлетворительным качеством и в нужные сроки иногда важнее чем сделать очень красиво.
3) прежде чем тратить деньги на нанотехнологии в e-learning (дорогостоящие эксперименты с виртуальными мирами и трехмерными человечками) подумайте о том, как оптимизировать и автоматизировать информационные потоки в своем учебном процессе, корректно понимать потребности внутренних заказчиков в обучении, оперативно ее реализовывать. Возможно вы добьетесь существенно большего эффекта за меньшие деньги
4) не стоит ждать прорывов от вендоров и консультантов e-learning - мы хорошие ребята, но сил у нас маловато для действительно мощных новых решений
Что делать e-learning вендорам?
- искать свою нишу, четко понимать что продавать клиентам. Делать курсы клиенты умеют сами и разубедить их в этом не получится. Настраивать себе "коробочные" LMS они тоже умеют или научатся. Нужно делать то, что они либо не умеют, либо не хотят, либо дешевле и быстрее
- развиваться в разных направлениях (мы на решениях для электронного обучения зарабатываем не более 25% своего оборота, остальное на автоматизации других процессов в HR)
- следить за революционными изменениями в IT и думать как их применить
Что думаете?
Соглашусь - я давно уже не наблюдаю действительно эффективных новых идей и решений. Причем не у нас (какие у нас революционные идеи - мы на несколько лет позади), а на Западе. Нет ничего нового и оригинального у лидеров электронного обучения! Все что произносится на конференциях мудрыми западными дядьками - про мобильное обучение, серьезные игры и интеграцию с соц. сетями и т.п. уже 100 описано, обсуждено и испробовано. И не дает никакого прорыва.
Почему так?
E-learning в текущем виде превратился в зрелое решение как с точки зрения софта, так и методологии. Компоненты текущего e-learning, давно устоялись и развиваются неспешно. Я про эти компоненты:
- курсы для самостоятельного обучения
- авторские средства для быстрой разработки контента
- системы дистанционного обучения
- инструменты для вебинаров
Появление новой версии авторского средства не обещает никаких прорывов, все возможные инструменты в нормальных вебинарных софтах уже прикручены, новая версия SCORM или Tin Can не изменят суть процесса работы с курсом...
Компании четко понимают, для чего они могут использовать e-learning, а для чего нет. Также большинство определилось с тем какое качество контента их удовлетворяет и решает поставленные задачи. Эксперименты проведены и уже понятно нужно ли учебное видео, нужна ли озвучка, персонажи, ... Понятно что компании делают сами, а что отдают на аутсорс и почему.
Ничего в текущем наборе инструментов не предвещает революций. Плохо ли это? Мне кажется это нормально.
У e-learning нет будущего? Конечно нет! Я убежден, что будущее электронного обучения прекрасно. Вот только создадут это будущее не те, кто сейчас на этом рынке работает. Мы в лучшем случае подстроимся под эти изменения.
E-learning это вторичная технология по отношению к основному движению компьютерных и сетевых технологий. Не специалисты по e-learning придумывают twitter для целей обучения. Наоборот - появившуюся технологию обмена сообщениями они пытаются приспособить под свои нужды. И так во всем.
Прорыв в e-learning произойдет тогда, когда произойдет прорыв в различных областях IT - в распознавании речи, образов и жестов, в мобильных устройствах, сетях следующего поколения и т.п. Этот прорыв совершат Apple, Microsoft, IBM, Google... А не Kineo, Blackboard, Articulate, Lectora...
Несколько выводов:
1) никакого "болота" нет, есть рутинная работа с использованием устоявшихся решений.
2) не стоит считать себя отсталыми и убогими если вы делаете простые слайдовые курсы, которые работают (решают задачи внутреннего заказчика). Просто наслаждайтесь результатом. Улучшение качества контента никто не отменял, но решить поставленную задачу с минимальными затратами, удовлетворительным качеством и в нужные сроки иногда важнее чем сделать очень красиво.
3) прежде чем тратить деньги на нанотехнологии в e-learning (дорогостоящие эксперименты с виртуальными мирами и трехмерными человечками) подумайте о том, как оптимизировать и автоматизировать информационные потоки в своем учебном процессе, корректно понимать потребности внутренних заказчиков в обучении, оперативно ее реализовывать. Возможно вы добьетесь существенно большего эффекта за меньшие деньги
4) не стоит ждать прорывов от вендоров и консультантов e-learning - мы хорошие ребята, но сил у нас маловато для действительно мощных новых решений
Что делать e-learning вендорам?
- искать свою нишу, четко понимать что продавать клиентам. Делать курсы клиенты умеют сами и разубедить их в этом не получится. Настраивать себе "коробочные" LMS они тоже умеют или научатся. Нужно делать то, что они либо не умеют, либо не хотят, либо дешевле и быстрее
- развиваться в разных направлениях (мы на решениях для электронного обучения зарабатываем не более 25% своего оборота, остальное на автоматизации других процессов в HR)
- следить за революционными изменениями в IT и думать как их применить
Что думаете?