Длительность электронных курсов
Достаточно часто мне приходится сталкиваться с вопросом: "какова длительность электронного курса?". При этом речь может идти как о фактической длительности (предполагаемом времени изучения) курса так и об идеальной длительности планируемого курса - т.е. о том какой она должна быть (и соответственно как построить курс), чтобы изучение курса было наиболее эффективным.
Для определения длительности уже сделанного курса как мне кажется используют несколько способов:
- анализ среднего времени изучения курса - этот способ требует пилотных испытаний курса на достаточно большой выборке обучаемых (не меньше 50 человеко-курсов) под управлением СДО, которая умеет считать время работы с курсом, при условии что сам курс корректно считает это время и передает его в СДО по SСORM или AICC (причем именно время работы с материалами курса, а не разницу между временем активации курса и временем его завершения)
- аналогия с аудиторным курсом - есть аналогичный по содержанию очный курс, который можно изучить за X часов, следовательно за такое же время можно изучить электронный аналог - что не совсем корректно из-за разницы в методах обучения и изложения материала
- метод "пальцем в небо" - экспертная оценка длительности создателями курса (по моему наиболее распространенный на практике)
На мой взгляд самым лучшим способом является оценка по среднему времени, но с некоторой поправкой. Как известно скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. Предлагается ориентироваться на скорость всех, кроме самых медленных верблюдов и взять за рекомендуемое время изучения такой период в течение которого курс успешно завершают (на основе пилотных испытаний) не менее 75% учащихся (% на ваше усмотрение, но 75% кажутся мне разумным допущением). Тем самым мы получим рекомендуемое ЧИСТОЕ время на изучение курса, например 4.5 часа. При этом нужно иметь в виду, что сотрудник может учиться в день не более чем определенное время, например, 1 час и не каждый день, например 3 дня в неделю. Соответственно на изучение такого курса нужно отвести 1.5 недели РЕАЛЬНОГО времени (т.к. за неделю сотрудник может изучить 3 часа учебного материала)
При этом стоит отметить, что все сказанное выше относится исключительно к материалам для самостоятельного изучения. Если речь идет о курсах в которых присутствуют события реального времени с тьютором и группой (видеоконференции, чаты, контрольные работы и т.п.), то методы должны быть другими.
Следующим вопросом, который возникает после того, как мы определили фактическую длительность курса, является вопрос: "Хорошо ли, что для изучения нашего курса нужно N дней или часов?". Одна из теорий педагогического дизайна, появившихся в последнее время, говорит о том, что для наиболее эффективного обучения на рабочем месте длительность электронного курса должна составлять 15 минут (и уж точно не превышать 30 минут). Появился даже термин - "15-minutes learning" (обучение за 15 минут).
Вот одна из статей на эту тему (автор статьи правда приходит к выводу что работа по созданию 15-минутных курсов совершенно неинтересна разработчикам курсов)
Наиболее радикальные "гуру" говорят о переходе к e-learning 2.0 и 1-минутному обучению :) - взято отсюда. См. характеристики e-learning 2.0 на картинке:
С другой стороны 15-минутные курсы работают не всегда. Об этом здесь
Если взглянуть на реальную ситуацию то получается, что в настоящий момент компании (на западе) как правило разрабатывают курсы с предполагаемым ЧИСТЫМ временем изучения в районе 1-2 часов и РЕАЛЬНЫМ временем заверщения в пределеах 2 дней. Примеры статистики здесь:
пример 1
пример 2
Наш российский опыт подтверждает эти цифры. Например, средняя величина ЧИСТОГО времени изучения курса (по результатам завершения около 110.000 человеко-курсов) в крупной российской страховой компании составляет 2.13 часа.
Для справки - таблица со средней и максимально длительностью (в часах) "коробочных" курсов, предлагаемых на российском рынке (построена на основе данных с сайтов компаний для 10 случайно выбранных курсов):
Для определения длительности уже сделанного курса как мне кажется используют несколько способов:
- анализ среднего времени изучения курса - этот способ требует пилотных испытаний курса на достаточно большой выборке обучаемых (не меньше 50 человеко-курсов) под управлением СДО, которая умеет считать время работы с курсом, при условии что сам курс корректно считает это время и передает его в СДО по SСORM или AICC (причем именно время работы с материалами курса, а не разницу между временем активации курса и временем его завершения)
- аналогия с аудиторным курсом - есть аналогичный по содержанию очный курс, который можно изучить за X часов, следовательно за такое же время можно изучить электронный аналог - что не совсем корректно из-за разницы в методах обучения и изложения материала
- метод "пальцем в небо" - экспертная оценка длительности создателями курса (по моему наиболее распространенный на практике)
На мой взгляд самым лучшим способом является оценка по среднему времени, но с некоторой поправкой. Как известно скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. Предлагается ориентироваться на скорость всех, кроме самых медленных верблюдов и взять за рекомендуемое время изучения такой период в течение которого курс успешно завершают (на основе пилотных испытаний) не менее 75% учащихся (% на ваше усмотрение, но 75% кажутся мне разумным допущением). Тем самым мы получим рекомендуемое ЧИСТОЕ время на изучение курса, например 4.5 часа. При этом нужно иметь в виду, что сотрудник может учиться в день не более чем определенное время, например, 1 час и не каждый день, например 3 дня в неделю. Соответственно на изучение такого курса нужно отвести 1.5 недели РЕАЛЬНОГО времени (т.к. за неделю сотрудник может изучить 3 часа учебного материала)
При этом стоит отметить, что все сказанное выше относится исключительно к материалам для самостоятельного изучения. Если речь идет о курсах в которых присутствуют события реального времени с тьютором и группой (видеоконференции, чаты, контрольные работы и т.п.), то методы должны быть другими.
Следующим вопросом, который возникает после того, как мы определили фактическую длительность курса, является вопрос: "Хорошо ли, что для изучения нашего курса нужно N дней или часов?". Одна из теорий педагогического дизайна, появившихся в последнее время, говорит о том, что для наиболее эффективного обучения на рабочем месте длительность электронного курса должна составлять 15 минут (и уж точно не превышать 30 минут). Появился даже термин - "15-minutes learning" (обучение за 15 минут).
Вот одна из статей на эту тему (автор статьи правда приходит к выводу что работа по созданию 15-минутных курсов совершенно неинтересна разработчикам курсов)
Наиболее радикальные "гуру" говорят о переходе к e-learning 2.0 и 1-минутному обучению :) - взято отсюда. См. характеристики e-learning 2.0 на картинке:
С другой стороны 15-минутные курсы работают не всегда. Об этом здесь
Если взглянуть на реальную ситуацию то получается, что в настоящий момент компании (на западе) как правило разрабатывают курсы с предполагаемым ЧИСТЫМ временем изучения в районе 1-2 часов и РЕАЛЬНЫМ временем заверщения в пределеах 2 дней. Примеры статистики здесь:
пример 1
пример 2
Наш российский опыт подтверждает эти цифры. Например, средняя величина ЧИСТОГО времени изучения курса (по результатам завершения около 110.000 человеко-курсов) в крупной российской страховой компании составляет 2.13 часа.
Для справки - таблица со средней и максимально длительностью (в часах) "коробочных" курсов, предлагаемых на российском рынке (построена на основе данных с сайтов компаний для 10 случайно выбранных курсов):