Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

О застое в электронном обучении

Есть мнение, что российский e-learning представляет собой болото, в котором ничего не происходит, бесталанные люди делают соответствующие курсы, а вендоры (т.е. мы) всячески их в этом поощряют.

Соглашусь - я давно уже не наблюдаю действительно эффективных новых идей и решений. Причем  не у нас (какие у нас революционные идеи - мы на несколько лет позади), а на Западе. Нет ничего нового и оригинального у лидеров электронного обучения! Все что произносится на конференциях мудрыми западными дядьками - про мобильное обучение, серьезные игры и интеграцию с соц. сетями и т.п. уже 100 описано, обсуждено и испробовано. И не дает никакого прорыва.

Почему так?

E-learning в текущем виде превратился в зрелое решение как с точки зрения софта, так и методологии. Компоненты текущего e-learning, давно устоялись и развиваются неспешно. Я про эти компоненты:
- курсы для самостоятельного обучения
- авторские средства для быстрой разработки контента
- системы дистанционного обучения
- инструменты для вебинаров

Появление новой версии авторского средства не обещает никаких прорывов, все возможные инструменты в нормальных вебинарных софтах уже прикручены, новая версия SCORM или Tin Can не изменят суть процесса работы с курсом...

Компании четко понимают, для чего они могут использовать e-learning, а для чего нет. Также большинство определилось с тем какое качество контента их удовлетворяет и решает поставленные задачи. Эксперименты проведены и уже понятно нужно ли учебное видео, нужна ли озвучка, персонажи, ... Понятно что компании делают сами, а что отдают на аутсорс и почему.

Ничего в текущем наборе инструментов не предвещает революций. Плохо ли это? Мне кажется это нормально.

У e-learning нет будущего? Конечно нет! Я убежден, что будущее электронного обучения прекрасно. Вот только создадут это будущее не те, кто сейчас на этом рынке работает. Мы в лучшем случае подстроимся под эти изменения.

E-learning это вторичная технология по отношению к основному движению компьютерных и сетевых технологий. Не специалисты по e-learning придумывают twitter для целей обучения. Наоборот - появившуюся технологию обмена сообщениями они пытаются приспособить под свои нужды. И так во всем.

Прорыв в e-learning произойдет тогда, когда произойдет прорыв в различных областях IT - в распознавании речи, образов и жестов, в мобильных устройствах, сетях следующего поколения и т.п. Этот прорыв совершат Apple, Microsoft, IBM, Google... А не Kineo, Blackboard, Articulate, Lectora...



Несколько выводов:
1) никакого "болота" нет, есть рутинная работа с использованием устоявшихся решений.

2) не стоит считать себя отсталыми и убогими если вы делаете простые слайдовые курсы, которые работают (решают задачи внутреннего заказчика). Просто наслаждайтесь результатом. Улучшение качества контента никто не отменял, но решить поставленную задачу с минимальными затратами, удовлетворительным качеством и в нужные сроки иногда важнее чем сделать очень красиво.

3) прежде чем тратить деньги на нанотехнологии в e-learning (дорогостоящие эксперименты с виртуальными мирами и трехмерными человечками) подумайте о том, как оптимизировать и автоматизировать информационные потоки в своем учебном процессе, корректно понимать потребности внутренних заказчиков в обучении, оперативно ее реализовывать. Возможно вы добьетесь существенно большего эффекта за меньшие деньги

4) не стоит ждать прорывов от вендоров и консультантов e-learning  - мы хорошие ребята, но сил у нас маловато для действительно мощных новых решений

Что делать e-learning вендорам?
- искать свою нишу, четко понимать что продавать клиентам. Делать курсы клиенты умеют сами и разубедить их в этом не получится. Настраивать себе "коробочные" LMS они тоже умеют или научатся. Нужно делать то, что они либо не умеют, либо не хотят, либо дешевле и быстрее
- развиваться в разных направлениях (мы на решениях для электронного обучения зарабатываем не более 25% своего оборота, остальное на автоматизации других процессов в HR)
- следить за революционными изменениями в IT и думать как их применить

Что думаете?


Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Как создать курс для мобильного устройства без специальных знаний?

Обновленная версия Courselab Online

Упрощаем администрирование дистанционного обучения - динамические группы

Как создать клиентоориентированную СДО и увеличивать число пользователей ежемесячно: кейс ПАО ЧТПЗ