Коробочное решение или кастомная разработка: как выбрать?
Многие компании при внедрении решения по автоматизации HR-процессов сталкиваются с необходимостью выбора между приобретением коробочного решения, предлагаемого вендором, и запуском проекта кастомной разработки.
Как этот выбор сделать и потом о нем не пожалеть? Иван Тушнолобов, руководитель проектов по автоматизации HR в компании Норбит, предложил алгоритм, который использует в работе с заказчиками.«Коробка» и «Кастом»
Давайте для начала коротко посмотрим, что такое «коробка» и «кастом», какие у каждого подхода есть преимущества и какие недостатки.
«Коробка»
- Стандартная функциональность, которая поставляется на условиях «как есть», вносить изменения нельзя
- Преимущества: быстро и недорого
- Недостатки: ограниченная функциональность
Коробка коробке рознь. У разных вендоров содержание коробки и четкость, понятность границ ее функциональности отличаются. Если говорить про Websoft HCM, то границы коробки достаточно хорошо очерчены: легко объяснить, что входит в коробку, что не входит.
«Кастом»
- Функциональность, разработанная/доработанная по требования специфического бизнес-процесса заказчика
- Преимущества: учитываются особенности бизнес-процесса
- Недостатки: высокие трудозатраты на бизнес-анализ и внедрение
«Кастом» — это существенные, значительные доработки именно в методологии системы: не просто добавить кнопку или поле, а изменить что-то существенно в самом бизнес-процессе.
Например
Клиент хочет, чтобы сотрудник, который проходит адаптацию, имел возможность проставлять статусы выполненных задач из плана адаптации самостоятельно. Затем администратор или HR-менеджер будут проверять статусы, проставленные сотрудником. Выполнение этого условия требует не просто добавления кнопки. Нужно прописать роли, последовательности действий — это существенное изменение процесса, изначально заложенного в «коробку».
Алгоритм принятия решения
В основе принятия решения: анализ разрывов (gap-анализ) между инструментами, предлагаемыми вендором в коробочном решении, и методологией, которая заложена в бизнес-процесс компании.
Перед нами две основные задачи:
- Выявить разрывы и их величину. Что предлагают вендоры в коробке и какие ожидания и потребности есть у заказчика по доработкам?
- Качественно и подробно зафиксировать все разрывы.
Шаги алгоритма
- Демонстрация может быть классической, когда исполнитель показывает функциональность заказчику, заказчик задает вопросы, обсуждается вся функциональность «коробки» и дальше принимается решение: понятна функциональность или непонятна.
- Второй вариант: вендор показывает некое заточенное под клиента демо. Этот вариант обычно более трудоемкий и требует подготовки и заказчика, и исполнителя: нужен предварительный запрос — что клиент хотел бы видеть в системе. По этому запросу заранее выполняется некая настройка параметров процедур.
2. Может ли заказчик оценить разрывы своими силами?
Если внутри компании есть компетенции, финансовые ресурсы, время и мы говорим «да», тогда заказчик самостоятельно проводит этот анализ и принимает решение, подходит ли коробочное решение.
Если заказчик понимает, что у него нет для этого внутренних ресурсов, тогда привлекается исполнитель, проводится полноценный бизнес-анализ в рамках предпроектного обследования. И после этого принимается решение: соответствует функциональность коробки потребностям компании или нет.
3. Есть ли отлаженный бизнес-процесс?
Бывают ситуации, когда после проведения демонстрации вопрос «Как работает коробка и подходит ли она?» остается тем не менее для заказчика открытым.
Тогда нужно задать следующий вопрос: «Существует ли в компании отлаженный HR бизнес-процесс?»
Критерии отлаженного бизнес-процесса:
- Есть документация: в инструкциях, положениях, правилах описано, как работает система управления персоналом в конкретной компании
- То, что регламентировано, понятно и прозрачно всем: разные сотрудники отдельно друг от друга одинаково понимают и описывают процесс.
4. Если заказчик отвечает, что отлаженный бизнес-процесс существует, то без проведения бизнес-анализа здесь тоже не обойтись, только по его итогам можно будет принять решение, подходит коробка или нет.
5. Когда отлаженного бизнес-процесса нет, нужно начинать с разработки методологии. Это может сделать самостоятельно компания или вместе с партнером.
Как не нужно делать?
Кейс 1
Заказчик хочет разобраться в методологии коробки и обращается к вендору, например, с такой информацией:
«Верхнеуровневые» требования: идентификация лучших сотрудников и их поощрение, идентификация слабых сотрудников и автоматическое предложение по их развитию
Задача:
- Оценить, есть ли в «коробке» нужная для таких требований функциональность
- Оценить затраты на доработки
Какие недостатки у такой постановки задачи?
Для исполнителя:
- Отсутствует описание HR бизнес-процесса
- По короткому описанию невозможно провести анализ разрывов функциональности
- Высокие трудозатраты на анализ требований (в том числе к доработкам)
- Требования могут быть не финальными и постоянно уточняться
Для заказчика:
- Исполнитель не понимает того, чего хочет заказчик, даже после нескольких итераций уточнений
- Трудозатраты на подготовку требований (в первоначальном виде они не повлияют на решение)
- Неудовлетворенность от сотрудничества с исполнителем
Кейс 2
Заказчик приобретает «коробку», не разобравшись в ее методологии. Как это происходит? Заказчик думает, что в компании используются распространенные или классические инструменты того или иного процесса, и ожидает, что они должны быть представлены в «коробке». Но это не всегда так.
Недостатки подхода
Для исполнителя:
- Реализация проекта в условиях непонимания потребностей заказчика
- Риски претензий на качество выполненной работы
- Негативное влияние на репутацию исполнителя
Для заказчика:
- Высока вероятность получения функциональности, которая не соответствует HR бизнес-процессу
- Неэффективное использование средств на автоматизацию HR-процессов
- Необходимость привлечения дополнительных ресурсов на исправление ситуации
Какова ситуация на рынке с развитием коробочных решений?
С любыми видами оценки ситуация очень хорошая: в коробочном решении многие компании предлагают продукт, который чаще всего устраивает заказчиков практически полностью.Противоположная ситуация с областью компенсаций.
Можно отметить коробочные решения в области обучения и адаптации, которые в значительной степени соответствуют потребностям клиентов.