Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Доверие в HR и в обучении

 


Елена Тихомирова, генеральный директор eLearning center
Выступление на конференции Websoft “Условия успеха HR-автоматизации”

Все, что мы автоматизируем, все, что мы делаем в электронном виде, все это мы делаем для людей, всем этим пользуются люди. И сотрудники, и те, кто отвечает за HR в разных видах и формах. Поэтому формировать и поддерживать доверие, говорить и помнить про него очень важно, чем бы мы ни занимались. Это не что-то неуловимое и иллюзорное. Нет. Это актив, такой же актив компании, как и любой другой. 
  • Отсутствие доверия мешает развитию бизнеса, процессов и отношений:
  • Компании разрушаются, когда теряют доверие своих сотрудников и клиентов.
  • Без доверия люди не принимают новое, сопротивляются, не готовы меняться и развиваться и учиться.
  • Люди не предлагают идеи, а ведь новые идеи питают бизнес.

Развитие возможно только в условиях доверия. 
Почему?

Обучение и развитие – это готовность собственное мнение не ставить на первое место и еще это демонстрация уязвимости. Когда человек учится, ему нужно открыться новому, допустить, что он что-то делал неверно. И это невозможно в условиях недоверия. Там, где нет доверия, люди находятся в состоянии страха, сопротивления и постоянного сканирования реальности – что происходит, что может случиться, какие сложности ожидают, какие опасности есть вокруг.

Экономика доверия


Наличие доверия – это снижение затрат, повышение скорости и повышение качества. На примере обучения эта формула прекрасно работает. Если люди, которые учатся, нам доверяют, то они готовы это обучение взять, освоить, они ему открыты, они ему не сопротивляются. Вопрос: какие расходы у нас сразу снижаются?
  • на удержание людей
  • на мотивацию 
  • на внедрение обучения 
  • на сам процесс обучения — он идет быстрее и легче
Один из самых важных пунктов здесь — мотивация, потому что затраты на мотивацию к обучению в компаниях обычно очень значимые: это и создание каких-то ярких учебных продуктов, и разные способы постоянного стимулирования, — это все деньги и время.

Чем больше люди расположены нам доверять, тем меньше у нас затрат. В хорошо сформированной, доверительной культуре люди воспринимают любое обучение спокойно, проходят его быстро и качественно, без сопротивления.

Элементы доверия
  • Прозрачность
  • Логика
  • Надежность
  • Естественность
  • Сила достижений
  • Культура незнания
  • Автономность
Это не просто элементы – они же инструменты формирования доверия, которыми можно и нужно пользоваться.

1) Начнем с прозрачности. Прозрачность означает, что процессы понятны и очевидны. Обучение не падает как снег на голову — люди понимают, зачем оно нужно. Есть связь обучения и того, что сотрудники делают каждый день. Если человек не понимает, зачем вообще конкретное назначенное обучение ему нужно, как он может его применить, у него формируется недоверие. Потому что он вкладывает свое время, свои усилия. Когда мы проектируем любые HR-процессы, мы обязательно должны следить за тем, что все они прозрачны:  карьерные маршруты, все возможности развития, оценочные процедуры, система компенсаций и льгот.

2) Логика: 
  • Все процессы логичны и связаны
  • Есть целостное восприятие общей картины
  • Есть последовательность и единообразие
Хороший пример — госуслуги: однотипные формы, все единообразно. И таким образом формируется привычка. А привычное, понятное и комфортное выполнение определенных нужных операций в свою очередь формирует доверие. Мы постепенно стали доверять этой платформе.

3) Надежность:
  • Выполненные обещания
  • Культура аудита обещаний
Для доверия надежность имеет ключевое значение. Однажды в нашей семье мы купили чайник определенного производителя. И большую часть своей жизни он провел в ремонте. Потом по стечению обстоятельств мы от этого же производителя купили еще что-то примерно с тем же результатом: заявленные функции не работают. И вот когда возникла потребность в покупке набора бытовой техники, мы абсолютно единогласно решили: только не эта фирма. Неисполнение заявленных обещаний очень сильно бьет по доверию. 

Есть такая вещь, как культура аудита обещаний. Все, что мы обещаем людям в обучении, развитии, в любых других HR-процессах, нужно записать, нужно сформировать реестр этих обещаний, как бы это забавно ни звучало. И дальше нужно следить за тем, что мы эти обещания исполняем.

4) Естественность:
  • Простая и понятная организация процессов (и их автоматизация)
  • Максимальная близость к жизни и к реальному контексту

5) Сила достижений
  • Результаты от процессов обучения и развития — очевидны 
  • Небольшие шаги, наглядные результаты
Человек должен постоянно видеть результат. Когда результат есть, то есть и доверие. Нам все время нужно демонстрировать, что люди что-то достигают, помогать им видеть свои достижения.

6) Культура незнания
  • “Я не знаю”, и это не осуждается 
  • Поощрение поиска, а не знания фактов
  • Нетоксичная знаниевая среда
  • Возможность говорить и быть услышанным
Основа формирования доверия – культура незнания. Такая культура выражена в одной фразе: “я не знаю, и это не осуждается”. Любой человек имеет право что-то не знать, даже когда всем окружающим это что-то кажется очевидным. 
В культуре незнания люди не боятся ошибиться в применении новой системы, в исполнении новых процессов, они раскрепощаются, они готовы дальше двигаться и развиваться. 

7) Автономность 
Когда мы не даем людям сделать что-то самостоятельно, они думают, что мы им не доверяем, соответственно, и они перестают доверять нам. Когда человек испытывает недоверие к себе, это тоже очень некомфортно. Поэтому нам нужны самостоятельное обучение, LXP, программы, которые позволяют людям самостоятельно идти по какой-то траектории, когда мы даем свободу. Это основа обучения взрослых. Автономность для взрослого человека имеет очень большое значение.

В качестве итога: доверие – это инструмент, который действительно помогает развиваться и компаниям, и людям, с ним нужно уметь работать и его просто необходимо использовать.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Как правильно автоматизировать HR-процессы

Мультисайтовость корпоративного портала. Сайт базы знаний как основной источник информации

Закон 7 рукопожатий и мгновенный обмен сообщениями

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита