Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Искусственный интеллект в HR: что это и как использовать

Алексей Корольков, генеральный директор Websoft

Искусственный интеллект, или сокращенно ИИ, — одна из самых горячих тем в HR (и особенно в обучении). Он уже значительно влияет на нашу работу и, более того, — становится одним из участников HR-процессов.

Алексей Корольков, генеральный директор Websoft, считает, что на наших глазах происходит революция и нам предстоит адаптироваться к новой технической реальности. А для этого — нужно уметь пользоваться возможностями, но знать и об ограничениях ИИ в HR.


Не только ChatGPT

Прорыв в нашем восприятии искусственного интеллекта произошел, когда мы стали широко использовать большие языковые модели  (Large Language Model, или LLM), такие как ChatGPT: они могут разговаривать с нами, почти как люди. Однако возможности AI гораздо шире, и все они уже используются в HR. 

Какие технологии востребованы и очень активно развиваются?

  • Машинное обучение (Machine Learning, или ML). Система обучается на основе данных. К примеру, мы можем загрузить в нейросеть определенные характеристики людей и информацию о том, сколько они проработали в компании, а на выходе получить вероятность увольнения по новым кандидатам.
  • Технологии распознавания объектов, лиц, эмоций (Computer Vision, или CV).
  • Технологии распознавания речи (Speech Recognition, или SR).
  • Языковые модели (Natural Language Processing, или NLP). Они способны извлекать и классифицировать информацию, отвечать на вопросы и генерировать тексты. 
  • Разные виды генеративного ИИ для создания изображений, видео, музыки и так далее (Generative AI, или GenAI).

Как применять ИИ в HR?

На основании проектов клиентов компании Websoft, а также опираясь на наблюдения за опытом разных российских и западных компаний, можно выделить самые популярные сейчас области применения ИИ в HR:
  • Генерация учебного контента. Скоро не останется авторского средства, в которое нельзя будет, например, вставить текст, нажать кнопку «Сократить» и получить сжатую версию.
  • Рекомендательные сервисы. Это одна из самых распространенных историй, но подходит она в основном пока средним и крупным компаниям, потому что для корректной работы инструмента требуется большое количество детализированных данных.
  • Расшифровка речи и генерация содержательного контента. Этим уже занимаются самые разные вендоры.
Какие еще возможности используют компании?
  • Ранжирование и тегирование кандидатов на основе анализа контента, содержимого резюме 
  • Анализ кандидатов на соответствие по итогам видеоинтервью
  • Прокторинг — определение аномалий поведения при прохождении тестов (подглядывает ли человек куда-то, слышны ли странные звуки и так далее)
  • Боты для ответов на вопросы по базам знаний на основе больших языковых моделей, дообученных на корпоративном контексте
  • Боты поддержки сотрудников/новичков/кандидатов на основе более простых технологий
  • Анализ конфликтов и выгорания
  • Мониторинг техники безопасности
Пример сценария
Вариантов использования использовании ИИ в HR огромное количество. Приведем хороший и вполне возможный сценарий, в котором HR-процессы на 80% поддерживаются ИИ. Искусственный интеллект:
  • Формирует описание вакансии на основе требований
  • Ранжирует кандидатов, откликнувшихся на вакансию
  • Ранжирует кандидатов, прошедших видеоинтервью/тестирование
  • Формирует оффер на основе данных рынка и компании
  • Формирует индивидуальный план адаптации на основе вводных тестов и резюме новичка
  • Отвечает на вопросы и поддерживает новичка в процессе адаптации
  • Готовит для сотрудника рекомендации по развитию
  • Выявляет потенциальное выгорание сотрудника и информирует об этом руководителя
  • Отвечает на вопросы сотрудника в области HR и внутренних политик
  • Предсказывает увольнение сотрудника и рекомендует руководителю варианты карьерного развития для его удержания
Как будут развиваться HR-системы?

Раньше основным участником автоматизированных процессов был HR-специалист, и все системы делались в основном для него.

Сейчас мы строим системы, где основные стейкхолдеры – это не только непосредственно эйчары, но также и сотрудники, и руководители: всё стремится к Zero HR. 

Следующий этап развития HR-систем – сотрудник останется, безусловно, главным, но вторым по значимости окажется AI: он будет участвовать в существенной доле HR-процессов от подбора до обучения и развития.

Вопрос будущего для HR: 
Как интегрировать многочисленные AI-модели в единый бизнес-процесс?

В долгосрочной перспективе нас ждет революция в электронном обучении:
  • Замена систем корпоративного обучения на «персональных ассистентов»
  • Обучение в контексте работы 
  • Планирование развития на основе мониторинга ошибок и состояния сотрудников 
Давайте представим, что у нового сотрудника в компании появляется автоматизированный личный помощник: отличный «наставник», который предвидит ошибки, всегда рядом, проактивен, отвечает на любые вопросы. Ценность этого очевидна. Такой инструмент может появиться уже в течение ближайших 3-5 лет, и тогда доля SCORM-курсов и LMS-систем в elearning значительно уменьшится. 

Опасность? 

Нейросеть не умеет того, чего не умеет человек, который с ней работает. Не имея контекста, ИИ будет «глючить». Поэтому, знакомясь с ИИ и пробуя внедрить новые технологии в свои HR-процессы, необходимо помнить об их ограничениях.

Какие могут возникнуть сложности?
  • Предвзятость. Эффективность инструмента зависит от того, в чьи руки он попадет. Известны случаи, когда ИИ обучили на основе рекомендаций рекрутеров, нейросеть переняла ценности этих рекрутеров и их предрассудки и оказалась предвзятой по отношению к кандидатам.
  • Непрозрачность решений. Нейросеть не может ответить, почему сработала именно так, на основании чего приняла решение по тому или иному кандидату. 
  • «Галлюцинации». Да, нейросети «галлюцинируют». Невозможно использовать полученные ответы без контроля человеком.
Искусственный интеллект – это набор ценных инструментов и технологий. Пробуйте, используйте их, но не забывайте об этих ограничениях.

С чего начать?

В завершение несколько наших рекомендаций о том, как начать использовать ИИ:
  • Сформируйте приоритеты по применению ИИ в HR-процессах: инструментов много, нужно понять, что для вас важнее — прогноз увольнений, генерация должностных инструкций, бот для адаптации или рекомендательный сервис?
  • Интегрируйте ИИ в стратегию HR-автоматизации. 
  • Спрашивайте своих вендоров про их опыт с ИИ.
  • Следите постоянно за рынком и кейсами.
  • Двигайтесь небольшими шагами в соответствии со своей стратегией.
  • Учитесь создавать ИИ-решения и интегрировать их в процессы: выбирайте ИИ в зависимости от задачи, ничего не бойтесь и учитесь новым технологиям.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Гид по компетенциям. Кейс ОМК

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Закон 7 рукопожатий и мгновенный обмен сообщениями