Классификация HR-систем
В мире существует бесчисленное количество систем HR-автоматизации и видов таких систем.
Почему видов систем много? Потому, что существуют десятки HR-процессов, которые могут быть автоматизированы. И разработчик системы вправе выбрать и автоматизировать некоторое подмножество из полного набора. Комбинаций, как вы понимаете, могут быть сотни.
Перечень (возможно не полный) процессов для HR-автоматизации вы видите на картинке.
Чтобы как-то ориентироваться в этом многообразии, придумано некоторое количество терминов, описывающих наиболее распространенные виды систем. Давайте их рассмотрим, но оговоримся, что не существует точного определения каждого из этих видов. Отнесение HR-процессов к тому или иному виду систем на высечено в камне и может меняться от системы к системе. А также это вопрос маркетинга - многие системы позиционируют себя как принадлежащие к более широким и "престижным" группам, чтобы лучше себя продавать.
Рассмотрим основные термины/типы систем (цвета заголовков более или менее соответствуют цветам процессов на картинке).
Под ATS системой понимаются продукты решающие какие-то из перечисленных задач:
- работа с базой кандидатов
- поиск и автоматизированный отбор кандидатов (в том числе автообзвон, автоотбор, отклики с сайтов, ...)
- управление взаимоотношениями с кандидатами (переписка, учет коммуникаций, напоминания, ...)
- автоматизация процесса отбора (согласования, job offers, ...)
- автоматизация оценки и интервью (тесты, видео и удаленные интервью, ...)
- сбор данных кандидатов (согласия, анкеты, ...)
- маркетинг вакансий (публикация, лендинги, ...)
- аналитика и отчетность
Ко всем этим терминам можно прибавить "cloud-based" и получится система, доступная "из облака", т.е. предоставляемая по модели SaaS (Software as a Service).
Альтернативой облакам является установка системы "on premises", т.е. на сервера заказчика.
Из перечисленного выше, понятно, что терминология и классификация HR-систем крайне запутана. Временами, она запутана искусственно, чтобы продавать клиентам системы с более простыми функицями, под видом более мощных. А еще так сложилось.
Почему видов систем много? Потому, что существуют десятки HR-процессов, которые могут быть автоматизированы. И разработчик системы вправе выбрать и автоматизировать некоторое подмножество из полного набора. Комбинаций, как вы понимаете, могут быть сотни.
Перечень (возможно не полный) процессов для HR-автоматизации вы видите на картинке.
Чтобы как-то ориентироваться в этом многообразии, придумано некоторое количество терминов, описывающих наиболее распространенные виды систем. Давайте их рассмотрим, но оговоримся, что не существует точного определения каждого из этих видов. Отнесение HR-процессов к тому или иному виду систем на высечено в камне и может меняться от системы к системе. А также это вопрос маркетинга - многие системы позиционируют себя как принадлежащие к более широким и "престижным" группам, чтобы лучше себя продавать.
Рассмотрим основные термины/типы систем (цвета заголовков более или менее соответствуют цветам процессов на картинке).
Core HR
Базовые HR-процессы, которые включают кадровый учет, организационная структура, учет рабочего времени и отсутствий, расчет заработной платы, формирование стандартизованной отчетности, учет льгот. Соответственно системы автоматизирующие эти процессы, относятся к категории систем автоматизации Core HR. В российской терминологии это системы кадрового учета или системы расчета заработной платы или ЗУП (зарплата и учет персонала).HRIS - Human Resource Information System
Этим термином обычно описывают системы, автоматизирующие Core HR, а также дополнительно, автоматизирующие такие процессы как управление обучением, подбор персонала, управление бенефитами и льготами. В таких система как правило появляются инструменты самообслуживания для сотрудников. Также в составе таких систем как правило есть более мощные инструменты отчетности, чем в Core HR системахHCM - Human Capital Management
Одно из определений систем такого класса - все то же что есть в HRIS + управление адаптацией, планированием преемственности, оценка эффективности, управление вознаграждение, планирование бенефитов и льгот, развитая аналитика. Как правило в таких системах есть развитый e-learning модуль, развитое портальное решение для сотрудников и руководителей. В том числе, в состав системы может входить CMS (Content Management System) с помощью которой можно управлять портальным решением.TMS - Talent Management System
В русской терминологии - системы управления талантами. Найти отличие между HCM и TMS очень сложно. Наиболее разумное определение - TMS это HCM без функции Core HR. То есть это система для HR, но не для кадровиков (хотя, при внедрении, как правило, TMS систему интегрируют с системой кадрового учета компании). Впрочем, часто грань тонкая и маркетологи поставщиков легко ее переходят - например, называют HCM системами продукты, в которых нет не только Core HR функций, но и рекрутмента, бенефитов и многого другого.HRMS - Human Resourse Management System
Еще один американский термин, означающий максимально функциональную HR систему. То есть это HCM+. Что входит в этот "+" - сильно зависит от трактовки конкретным вендором.LMS - Learning Management System
Система управления обучением. Под этим термином зачастую понимают систему для управления электронным обучением, хотя изначально термин подразумевал системы для планирования, учета и анализа результатов очного обучения, как правило обязательного. LMS появились раньше чем появился e-learning. Но, со временем под LMS стали понимать как интегрированное решение для очного, электронного и смешанного обучения так и просто e-learning систему.ATS - Applicant Tracking System
Система автоматизации подбора персонала. Область автоматизации подбора очень широка и заслуживает отдельной классификации.Под ATS системой понимаются продукты решающие какие-то из перечисленных задач:
- работа с базой кандидатов
- поиск и автоматизированный отбор кандидатов (в том числе автообзвон, автоотбор, отклики с сайтов, ...)
- управление взаимоотношениями с кандидатами (переписка, учет коммуникаций, напоминания, ...)
- автоматизация процесса отбора (согласования, job offers, ...)
- автоматизация оценки и интервью (тесты, видео и удаленные интервью, ...)
- сбор данных кандидатов (согласия, анкеты, ...)
- маркетинг вакансий (публикация, лендинги, ...)
- аналитика и отчетность
EXP - Employee Experience Platform
Новый термин, придуманный Джошем Берсиным. Придуман, чтобы как-то описать целый класс новых продуктов, заточенных для того чтобы сделать пользовательский опыт более удобным. Это про инструменты, относящиеся к HR-процессам, но сделанные с фокусом на сотрудников. Инструменты обучения, work-life balance, взаимодействия между сотрудниками и командами, ... Крайне размытая облать ибо она находится на самой границе инноваций в HRERP - Enterprise Resourse Planning
Система/платформа комплексной автоматизации предприятия. Поскольку она комплексная, то просто обязана иметь внутри себя Core HR функциональность, а зачастую те или иные элементы HCM.Ко всем этим терминам можно прибавить "cloud-based" и получится система, доступная "из облака", т.е. предоставляемая по модели SaaS (Software as a Service).
Альтернативой облакам является установка системы "on premises", т.е. на сервера заказчика.
Из перечисленного выше, понятно, что терминология и классификация HR-систем крайне запутана. Временами, она запутана искусственно, чтобы продавать клиентам системы с более простыми функицями, под видом более мощных. А еще так сложилось.
Вывод для потенциального заказчика HR-автоматизации
- Ориентируйтесь не только на тип системы. Проверьте какие процессы система действительно автоматизирует
- Сравнивайте сравнимое. Не сравнивайте 2 системы только потому, что обе из них называются TMS или LMS или ATS. Выпишите процессы и сравнивайте попроцессно
- Уточняйте планы развития и историю. Оба фактора вместе. Спросите куда развивается система, какие еще процессы она охватит. А потом уточните, что именно сделано за последние несколько лет. Если планы опережают реальность в разу - начинайте сомневаться
- Думайте и ориентируйтесь на реальный опыт, реальные автоматизированные процессы, реальные кейсы, а не только на маркетинг и красивые картинки интерфейсов