Адаптивное обучение: коротко о главном
Цикл публикаций подошел к завершению. Ссылки на все рассмотренные темы вы найдете в конце этой статьи. Давайте вспомним основные идеи.
Адаптивное обучение зародилось в 1950-1960 годах, когда Скиннер, Краудер и Паск представили свои первые алгоритмы программного обучения. Многие принципы, заложенные в эти алгоритмы, используются в e-learning и сейчас.
Adaptive learning, adaptive teaching это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Пример живого адаптивного обучения - репетитор, который учит студента в индивидуальном порядке, выявляя имеющиеся знания и пробелы, источники мотивации и способы наилучшей передачи знаний. Примером адаптивного онлайн-обучения могут служить специальные платформы по изучению иностранных языков.
Адаптивность это повод разобрать статичные конструкции знаний в LMS и сделать из них элементы гибкого конструктора для построения индивидуальных траекторий обучения.
Компании ожидают, что адаптивность:
- повысит эффективность обучения,
- сократит затраты времени на обучение,
- даст сотрудникам персонализированный контент,
- сделает учебные процессы быстрыми и гибкими.
С новым трендом связано много мифов. Важно понимать, что обучение по профилю должности, опыту работы и уровню знаний еще не адаптивное. Разветвленные сценарии в онлайн-курсе не делают его адаптивным. Если встроить в LMS технологию рекомендаций контента, то и это еще не будет адаптивным.
Внедрение адаптивного обучения это стратегический пересмотр подходов к корпоративному обучению. И начать его стоит микро-обучения, построения карт знаний и анализа данных, чтобы перейти к адаптивному тестированию, формированию индивидуальных траекторий обучения и впоследствии передать эту функцию искусственному интеллекту.
Критики не обходят эту тему стороной. Пишут, что такой подход знаменует эру “борьбы больших данных против учителей” и ошибочно опирается на то, что всегда есть правильный и неправильный ответ (а в жизни не так, да и в гуманитарных науках это сложно). Также возникают вопросы о сборе и хранении персональных данных, потому что сложно представить персонализацию обучения без идентификации учащегося.
Все статьи этого цикла: