Какие HR-задачи можно автоматизировать с применением элементов геймификации?
Для любой из HR-задач - подбор персонала и адаптация, обучение, нематериальная мотивация, вовлеченность, корпоративная культура, оценка, карьерный рост - можно подобрать подходящую игровую механику. Рассмотрим на примерах.
1. Подбор персонала:
- сделать вакансию в видео-формате или с применением интерактивных элементов,
- оформить вакансию так, чтобы на это предложения о работе захотелось откликнуться,
- возможность поделиться ссылкой на вакансию с другом, которому она идеально подойдет,
- дать возможность поиграть в функционал той вакансии, на которую претендует кандидат.
2. Адаптация сотрудников:
- создать для новичков интерактивный тренинг о ценностях компании, разместив его на внешнем сайте без дополнительного доступа,
- предложить кандидату/новичку виртуальную экскурсию по зданию компании.
3. Корпоративная культура, повышение лояльности сотрудников:
- отображение лидеров по продажам или по обучению на корпоративном портале,
- возможность поделиться интересной публикацией с коллегой или отметить "лайком" понравившуюся статью на корпоративных ресурсах,
- публикация "совета дня" на корпоративных ресурсах, в рассылках.
4. Карьерный рост, управление талантами:
- визуализация карьерной лестницы сделает более прозрачным механизм карьерного роста и как результат - снизит текучесть персонала,
- отображения места сотрудника на ней и подсказок о том, как подняться на ступеньку выше, повысит мотивацию.
5. Обучение:
- интерактивные курсы, присвоение бейджей за успешное обучение, визуализации рейтингов обучения по подразделениям, рассылка дайджестов успеха с поощрением лучших - все это повысит мотивацию сотрудников к профессиональному развитию,
- акцент на практической стороне обучения также повысит мотивацию и вовлеченность сотрудников. Это можно сделать с помощью интерактивных карт обучения, курсов на выработку навыка, привлечения экспертов для предоставления обратной связи учащимся с использованием элементов соц.сетей (статусы, лайки, форумы),
- встраивая геймификацию в учебный портал, можно использовать не только электронные курсы, но и любые учебные активности (чаты, форумы, просмотры видео-записей, посещения определенных ресурсов, посты в блоге, опросы, голосования, благодарности, идеи). Таким образом, мы не просто даем для изучения один игровой курс, а погружаем сотрудника в постоянный процесс обучения на портале.
В целом, геймификация сгладит контрасты между интерактивными игровыми курсами и простым электронным контентом СДО в виде инструкций, книг, обычных слайдовых презентаций на учебном портале. Все курсы перевести в формат геймификации нецелесообразно. И дело не только в необходимости качественной разработки профессионалами, но и в том, что не для всех курсов нужны игровые элементы.
Как избежать сложностей при внедрении геймификации?
Для того, чтобы геймификация стала действительно эффективной, ее внедрение должно быть полноценным проектом. Не столько в плане бюджета, сколько в плане наличия менеджера и определения зон ответственности. Тогда задачами менеджера этого проекта будут:
- показать серьезность проекта и его отличие от обычной социальной сети вовне компании,
- правильно преподнести идеи геймификации,
- гармонично соединить новый проект с существующими корпоративными стандартами,
- постоянно следить за внутренней социальной сетью, которая будет частью системы геймификации; показывать примером, для какой цели создана эта среда и какие задачи решает,
- помнить о необходимости получения постоянной обратной связи от игроков,
- знать о том, что одна и та же игра надоедает, так как игрок учится обходить правила.
Цель геймификации заключается в улучшении и совершенствовании HR-процессов. Игровые механики помогут привлекательно представить эти процессы, усовершенствовать, сделать более вовлекающими. Важно помнить, что первоначально мы отталкиваемся не от инструмента, а от конкретного HR-процесса.