О формальных знаниях и неформальных в разработке электронных курсов.
Ведение блога для меня некоторая добровольная обязанность, которая требует от меня хотя бы выделения времени раз в неделю - остановиться и обдумать новое сообщение миру и себе...
Сегодня мне было несколько сложно сосредоточиться, но срок пришел, и тянуть с мыслями дальше не имеет смысла - нужно было что-то сформулировать. Прошедшая неделя была на столько насыщена на задачи, размышления и находки, что в голове если не каша, то очень плотный поток идей, которые, на первый взгляд абсолютно разные и не связаны между собой. Тем не менее, сейчас, сидя за компьютером в тишине позднего вечера, складывается четкая картина - удивительное свойство моего мозга!
Итак, снова возвращаюсь к любимой теме e-learning.
Уже в какой раз хочу сделать акцент на первичной точке входа процесса разработки абсолютно любого курса, но немного в другой интерпретации.
Так как в последнее время у меня появилась возможность, время и сложившиеся обстоятельства, вплотную заняться вопросами управления знаниями, знаниями и "катализаторами" движения знаний, то и на процесс разработки электронных курсов (периодически отвлекаясь на это слегка "забытое" незаслуженно мною, направление) я смотрю под призмой трансформации знаний.
До сих пор, началом разработки электронного курса является предоставление учебных материалов в любом виде (лучше, конечно, в текстовом, электронном), который далее требуется структурировать, визуализировать и реализовать одним из имеющихся инструментов. Большим "прорывом" явилось, что материалы следует структурировать согласно определенной цели - это уже неплохо.
Посмотрим на процесс разработки электронного курса под углом методологии "управления знаниями". Фактически, если использовать только документированный контент, в качестве исходного, то берется только формализованная часть знания. Это означает, что большая часть (неформализованная) остается за скобками и не используется. Кроме того, формализованное знание имеет свойство быстро устаревать и терять актуальность. Цель же выводится опять же исходя из имеющегося материала. Получается некая "петля в петле" - учим тому, что есть, а не тому, что надо в данный момент.
Начальной точкой любого курса должна быть постановка цели обучения, которая находится не в контенте исходного материала и определения "чему учить и кого", а в области решения конкретных бизнес-задач.
Тогда алгоритм разработки курса выглядит следующим образом:
- Цель - решение конкретной бизнес-задачи.
- Проверка цели на реализуемость с помощью имеющегося инструмента обучения (в данном случае, e-learning) или частичной реализуемости.
- Уточнение цели.
- Постановка задач, как достичь данную цель.
- Сбор информации для решения поставленных задач (общение с экспертом, изучение области знаний "в полях" и т.п.).
- Выбор инструментария обучения.
- Структурирование материала и т.д.
В самом начале разработки электронного курса необходимо первым делом... отложить (убрать с глаз долой) весь имеющийся материал по данной теме и разобраться вначале с целеполаганием, а работа с материалом будет только на 5-7 этапе.
Тогда вначале происходит работа с неформализованным знанием, а формализованное может быть включено (если укладывается в поставленную цель), а может быть и нет. Если же начать сразу же с имеющейся части знаний, есть риск вовсе не решить нужную задачу бизнеса и "уйти не в ту степь", и следовательно получить недовольство заказчика... Курс в этом случае "не вылечить" - его нужно разрабатывать с нуля (я вообще не верю, что можно исправить курс, если цели и задачи поставлены неверно).
Если "вплетать" в разработку курсов методологию управления знаниями, то каждый курс будет направлен на решение конкретных практических задач, и представлять собой мини-систему цикла трансформации организационного знания из неформального в формальный и обратно.
С уважением,
Денисова Елена