Психологические аспекты внедрения неформального обучения
Полная версия поста здесь Психологические аспекты внедрения неформального обучения
Выкладываю суть. Чаще мы обсуждаем мотивацию к неформальному обучению. Я предлагаю обсудить способность к неформальному обучению.
Желание или мотивация к обучению не всегда означают способностей к выполнению действия. Что, на мой взгляд, главное в неформальном обучении?
Главное в неформальном обучении – умение самостоятельно ставить цели.
Обучаемый может хотеть желать обучаться неформально, но он может просто не обладать умением ставить самостоятельно цели. Если мы принимаем постановку вопроса в таком виде, то отсюда следует:
Можно ли утверждать, что все обучаемые способны ставить цели обучения?
Можно ли научить обучаемого ставить цели?
Если не все обучаемые способны ставить цели в неформальном обучении, то как определить группы способных и неспособных?
И далекие следствия:
Если есть группы неспособных к неформальному обучению, то возможна ли обратная картина, когда те, кто достигают многого через неформальное обучение, будут зажаты рамками формального обучения (семинары, тренинги), и их эффективность будет существенно ниже, чем при неформальном обучении?
Предложение по инструменту
У меня есть свои ответы на поставленные вопросы. Но ответы пока в виде гипотез. Мне представляется, что есть категории работников, одна из которых будет наиболее эффективно получать знания через неформальное обучение, другая – через формальное. Наверняка также, есть группа пересечения, которая будет достаточно эффективна в обоих форматах обучения, но, опять же предполагаю, эффективность эта будет рассеяна по обоим форматам. И склонные к самообучению будут в целом более склонны к усвоению знания.
В качестве инструмента хочу предложить инструмент – тест Уровень субъективного контроля, который измеряет ответственность человека за события, с ним происходящие.
Имеющие высокий уровень субъективного контроля (интерналы) предпочитают сами ставить цели, наиболее эффективны в условиях самостоятельности, не любят контроля, когда «стоят над душой». Люди с низким уровнем субъективного контроля предпочитают, чтобы их деятельность планировали другие, они эффективны в условиях контроля.
У меня есть предположение, что есть интеллектуальная составляющая способности к неформальному обучению, но я пока не обозначаю.
Исследование
В качестве предложения заинтересованным организациям готов предложить методическую помощь в проведении исследования.
Замысел простой: если вы уже запустили неформальное обучение или планируете его запустить, то можно протестировать работников по тесту УСК – уровень субъективного контроля. Далее определяем, кто эффективен, кто нет. И отвечаем на вопрос: можно ли на основе данных методики уровня субъективного контроля прогнозировать успешность работника в неформальном обучении?
Состав методик можно обновить. Впрочем, если вы поняли идею, то можете сделать все сами. Но поделитесь хотя бы результатами))