Как создать курс для мобильного устройства без специальных знаний?
Практика показывает, что наряду с профессиональными редакторами для создания сложных интерактивных курсов пользователи нуждаются и в другом инструменте – таком, который позволял бы разрабатывать учебный контент людям, практически не имеющим специальной подготовки, и который можно было бы освоить быстро.
Courselab online от компании WebSoft – инструмент, который отвечает этим требованиям и помогает решить целый ряд задач.
Всегда ли нужен профессиональный инструмент?
Преимущество профессионального редактора состоит в том, что он позволяет создавать даже самые сложные адаптивные курсы, в том числе симуляторы, тренажеры, адаптивные курсы...С другой стороны, такой инструмент имеет несколько «побочных эффектов»:
- требует достаточно длительного времени освоения,
- нужны лицензии на каждого разработчика,
- требуется установка на каждый компьютер.
Все чаще возникает задача разрабатывать электронные курсы, которые могли бы одновременно работать на различных устройствах: и на смартфоне, и на рабочем компьютере.
Поддержка мобильных устройств можеь быть разной - курс может проигрываться на мобильном устройстве, но может быть недостаточно под него адаптирован. Смартфон предполагает иной, чем на компьютере, способ использования курса (перелистывание слайдов без использования мышки).
Чтобы решить эту проблему учебным заведениям и компаниям приходится разрабатывать две версии курса: десктопную и мобильную, что ведет к дополнительным сложностям и тратам.
Любой редактор для профессиональной разработки электронных курсов имеет множество возможностей, и опытные специалисты способны использовать 80-90% из них. В компаниях нередко возникает задача существенно увеличить количество людей, которые создают учебный контент, и привлечь к этому процессу внутренних экспертов. Этой другой категории разработчиков – непрофессиональных – достаточно только 10-20% от потенциала инструмента.
Чаще всего они не могут посвятить достаточное количество времени на изучение сложного редактора и хотят разработать курс просто и быстро. А для этого им нужно понятное решение, которое должно отвечать ряду требований.
Требования к инструменту
- Простота освоения (без обучения или за 1-2 часа)
- Поддержка любых устройств для проигрывания курса
- Возможность работы из любого места
- Возможность использования большим количеством разработчиков
Новый подход к разработке курсов
Все эти требования вызывают необходимость нового подхода к разработке курсов, который заключается в следующем:
Работа из веб-браузера
Инструмент должен быть онлайновым, то есть не требующим скачивания и установки, а работающим в браузере.
Упрощенный интерфейс с ограниченным количеством инструментов
Не нужно включать в решение бесконечное число инструментов, часто не используемых разработчиками или делающих продукт слишком сложным для освоения.
Отказ от WYSIWYG – блочная верстка и мобильная адаптивность
Контент должен быть блочным и мобильно адаптивным, из чего следуют определенные ограничения использования WYSIWYG, то есть редактирования по принципу what you see is what you get («что видишь, то и получишь»). Безусловно, привычная верстка позволяет сделать курсы открывающимися на мобильных устройствах, но от этого они не будут мобильно адаптивными. Это связано с тем, что размеры экранов смартфонов существенно отличаются друг от друга и тем более от десктопных устройств, поэтому весь контент должен автоматически адаптироваться.
В идеале инструмент должен легко и просто интегрироваться в LMS и мобильные приложения для обучения, поддерживать стандарты обучения (SCORM, CMI5, xAPI) и интегрироваться с LMS и LRS.
Представляем Courselab Online
Для реализации описанного подхода к разработке курсов компания WebSoft создала инструмент Courselab Online. Он доступен в онлайновом сервисе myLMS.ru или в качестве встроенного модуля в LMS WebTutor.
Что представляет собой инструмент и какие возможности открывает?
Работа из любого современного браузера. Без ограничений по количеству разработчиков курсов
Courselab Online – редактор электронных курсов, работающий исключительно из браузера без инсталляций, лицензий, ключей и т.д. Это делает число его пользователей неограниченным, то есть применять его могут абсолютно все непрофессиональные разработчики: будь то внутренние эксперты компании или преподаватели учебного заведения. В этом случае количество пользователей LMS равно количеству пользователей средства для разработки курсов.
Список учебных модулей
Пользователю доступны учебные модули, из которых можно комбинировать учебные программы и учебные курсы. Весь контент и учебные материалы строятся как из текстов, так и из файлов, среди которых могут быть видео, PDF, Power Point и т.д. Система позволяет работать с ними в онлайн редакторе, а также дает доступ к репозиторию файлов.
Поскольку инструмент по определению многопользовательский, то к одному репозиторию, учебному контенту, модулю может быть подключено неограниченное количество авторов. Соответственно, работать с репозиториями контента могут разные люди. Например, один пользователь подберет и разместит необходимые материалы, а другой, имея к ним доступ, будет верстать электронный курс. Репозитории могут подключаться с правами на чтение или на запись. У пользователя может быть доступ в его собственный репозиторий, где он разместит личные файлы, и в общий корпоративный или учебный репозиторий, материалы которого он сможет использовать, но не сможет редактировать.
Поскольку инструмент по определению многопользовательский, то к одному репозиторию, учебному контенту, модулю может быть подключено неограниченное количество авторов. Соответственно, работать с репозиториями контента могут разные люди. Например, один пользователь подберет и разместит необходимые материалы, а другой, имея к ним доступ, будет верстать электронный курс. Репозитории могут подключаться с правами на чтение или на запись. У пользователя может быть доступ в его собственный репозиторий, где он разместит личные файлы, и в общий корпоративный или учебный репозиторий, материалы которого он сможет использовать, но не сможет редактировать.
Такой подход позволяет работать с контентом большому количеству пользователей одновременно.
Интерфейс редактора курсов
Учебный модуль состоит из последовательности блоков. В редакторе возможно два варианта их представления: слайдовое (поэкранное) и в формате лонгрида – в этом случае блоки «склеиваются» друг с другом, и переход от одного к другому осуществляется не с помощью кнопки «Далее», а путем пролистывания страницы снизу вверх.
Интерфейс редактора
Перечень основных блоков, которые могут присутствовать в курсе, включает:
- текст (в том числе текст с картинкой/несколькими картинками, текст с гиперссылками, текст со ссылками на файлы и т.д.),
- галерея (последовательность картинок),
- видео, которое может быть как встроенным, так и прикрепленным из видеохостинга,
- блоки вкладок,
- интерактивные картинки с пояснениями,
- цитаты,
- вопросы,
- вывод результатов тестирования и т.д.
Добавление блоков
В учебный модуль можно добавлять другие блоки, их количество может быть произвольным. Типы блоков будут расширяться – в следующем релизе инструмента планируется еще 5-6 типовых интерактивностей.
Работа с блоками
После того как автор соберет в учебный модуль необходимый набор блоков, он может использовать набор параметров, при изменении которых автоматически в режиме реального времени отображение меняется.
Разработчик сразу же видит, как после редактирования контент будут выглядеть для обучаемого (для этого нужно воспользоваться кнопкой Preview), причем и в десктопном, и в мобильном варианте. Контент адаптируется под каждую версию автоматически. Например, для мобильного варианта изменяются размеры шрифтов, картинки увеличиваются, чтобы их можно было развернуть на весь экран, текст из слайдового представления превращается в лонгрид с соответствующими информационными блоками и т.д. Механизм адаптивности у каждого интерактивного блока или объекта свой, тем не менее автор может быть уверен, что любой контент будет мобильно дружественным без специальных усилий с его стороны.
Управление блоками
Разработчик сразу же видит, как после редактирования контент будут выглядеть для обучаемого (для этого нужно воспользоваться кнопкой Preview), причем и в десктопном, и в мобильном варианте. Контент адаптируется под каждую версию автоматически. Например, для мобильного варианта изменяются размеры шрифтов, картинки увеличиваются, чтобы их можно было развернуть на весь экран, текст из слайдового представления превращается в лонгрид с соответствующими информационными блоками и т.д. Механизм адаптивности у каждого интерактивного блока или объекта свой, тем не менее автор может быть уверен, что любой контент будет мобильно дружественным без специальных усилий с его стороны.
Редактирование различных типов блоков
Настройки модуля
В модуле можно сделать настройки, благодаря которым курсы, созданные разными авторами, будут соответствовать единому стандарту оформления. При большом количестве разработчиков велик риск того, что они будут использовать разные шрифты, стиль заголовков, цвет кнопок и т.д. Часто созданные таким образом курсы нуждаются потом в длительной и кропотливой доработке профессионального разработчика, стремящегося к стандартизации контента.
Настройки модуля
Чтобы предотвратить такую ситуацию, достаточно воспользоваться настройками, которые можно задать по умолчанию и вообще отключить у некоторых пользователей. Автор курса сможет вносить контент, он не сможет изменить по своему усмотрению, допустим, цвет кнопки или размер шрифта. В то же время профессиональный разработчик благодаря настройкам легко сможет внести необходимые изменения сразу для всех учебных модулей. Это важно при массовой разработке курсов и позволяет делать весь контент унифицированным.
Мобильная адаптивность
Созданный учебный модуль автоматически может отображаться как в слайдовом формате так и в виде длинной страницы (лонгрид) для обычного или мобильного устройства.
Варианты представления одного и того же модуля
Другие возможности Courselab Online
Модуль системы WebTutor, контент сразу находится в LMS
Courselab Online – это не отдельный инструмент, а модуль WebTutor, что делает его использование удобным для актуальных пользователей системы. Кроме этого, контент уже находится в LMS. Не нужно ничего экспортировать в SCORM-пакет, пересылать, переносить, импортировать и т.д. Когда контент готов, администратор системы дистанционного обучения может просто опубликовать его на портале для самостоятельного ознакомления, включить в структуру электронного учебного курса или модульной учебной программы, подключить к модульному тренингу. Кроме того, контент может сразу индексироваться по тегам и ключевым словам.
Встраивание в мобильное приложение WT Mobile и другие
Курс может проигрываться не только в системе дистанционного обучения, в мобильной версии учебного портала, но и внутри мобильного приложения – WebTutor Mobile, подключенного к WebTutor, или другого.
Поддержка SCORM/CMI5
Поддержка стандартов особенно важна для мобильного обучения, когда приходится работать с контентом внутри мобильного приложения, хранением данных в LRS, из которой их может забрать LMS-система, и т.д. Стандарты позволяют сделать работу с контентом распределенной.
Отсутствие per user лицензирования
Традиционный подход состоит в лицензировании сложных авторских средств разработки поштучно, когда для работы каждого автора требуется своя лицензия. Но когда речь идет о подключении внутренних экспертов, число которых может измеряться сотнями, подход должен быть иным. Особенно с учетом ситуации, что часть пользователей могут прибегнуть к решению только разово. Для использования Courselab Online лицензия не нужна: заказчик устанавливает систему или пользуется решением в облачном варианте и самостоятельно решает, сколько пользователей будут разрабатывать свои собственные курсы и модули.
Коллективная работа над контентом
У автора есть права подключить других пользователей к своему контенту, который они могут как просто смотреть, так и корректировать.
Встроенное управление версиями
Внутри системы есть управление версиями, что позволяет автоматически включить версионность, хранить определенное количество версий модуля и возвращаться к ним. Благодаря встроенному rewiew tool можно обеспечить перекрестную экспертизу контента другими экспертами.
Механизмы согласования контента
Систему можно настроить таким образом, что готовый контент не попадает автоматически в LMS, а отправляется на согласование эксперту. Эксперты могут определяться автоматически, в том числе по ключевым словам и тегам (контент с определенным тегом попадает к эксперту, закрепленному за соответствующим предметным блоком).
Возможность использования не только для электронных курсов, но и для справочных данных
Инструмент может использоваться для создания не только электронных учебников, электронных учебных модулей, но и справочников: баз знаний, библиотек контента и т.д. Такая задача требует обычно привлечения большого количества внутренних экспертов, а Courselab Online как раз предполагает произвольное количество авторов.
Вывод
Разработка мобильного контента может быть простой и быстрой при использовании понятных адаптивных инструментов. Это дополнительный повод для компаний и учебных заведений обратить свое внимание не только на традиционные портальные решения, но и на реализацию стратегии мобильного обучения.