С чего начать внедрение геймификации?
Давайте проясним, что геймификация - это инструмент, которому необходим комплексный подход. Геймификацию можно эффективно применить только к продуманному и настроенному HR-процессу, чтобы усовершенствовать его.
С чего начать внедрение геймификации?
В первую очередь, логично будет провести анализ процесса, который хотим геймифицировать: его сильных и слабых сторон. Внести изменения, которые просятся после проведения анализа (если такие есть). Дальше - основательно продумать общую концепцию, двигаясь от главной цели и до мельчайших деталей, ведь игра, которая будет сопровождать HR-процесс, должна иметь простые правила, доступные для понимания каждого участника.
Если вам кажется, что геймификация подойдет не всем, то вспомните, в каком виде игровые элементы уже сейчас присутствуют в нашей жизни. Это и карточки лояльности торговых сетей, которые накапливают баллы для обмена на товары или услуги. И различные акции, в которых нужно отправить промо-код и ожидать дня розыгрыша. И сбор всевозможных фишек, наклеек, которые обменивают на скидку или конкретный товар. Это только несколько примеров в сфере взаимодействий продавец-покупатель.
Чаще всего секрет эффективности геймификации не в том, что она применяется только для представителей определенных поколений, а в том, насколько грамотно были внедрены игровые элементы, вписались ли они в существующий процесс и корпоративную культуру, понятны ли они, есть ли обратная связь. Если все сделано продуманно и профессионально, то геймификация может быть применена к сотрудникам любых поколений.
Геймификация хорошо "работает" для новичков, то есть отлично применима для программ стажировки и адаптации сотрудников. С опытными сотрудниками чуть сложнее в плане удержать их внимание, поэтому важно учесть такой фактор.
Во многих компаниях давно используются методы неавтоматизированной геймификации, когда применяются реальные бейджи, стикеры, значки, прикрепленные на рабочий стол сотрудника, доски поощрения с фотографиями сотрудников, с рейтингами и лидерами месяца/года на стенах в офисе или в рабочих документах.
А что делать, если в вашей компании больше 10-20 сотрудников? Как успеть отметить достижения каждого? Как быстро подвести результаты соревнований? Как найти возможность дать обратную связь всем и каждому, еще и в нужный момент? Тогда мы приходим к тому, чтобы использовать геймификацию как еще один инструмент автоматизации HR-процесса. И тогда, допустим, система мотивации в виде “смайликов” на столе переходит на HR-портал и воплощается в бейджи, баллы, рейтинги, уровни, призы и достижения. Мы передаем HR-порталу задачу мотивировать людей для выполнения какого-то действия или проявления определенной активности с помощью элементов геймификации.
Какие элементы геймификации выбрать?
Баллы, бейджи, уровни - три наиболее часто применяемые игровые механики. Помимо элементов вознаграждения геймификацию сопровождают элементы социальных сетей, что в свою очередь побуждает участников взаимодействовать друг с другом (лайки, рекомендации, благодарности).
Рассмотрим наиболее часто используемые элементы геймификации на примере системы WebTutor.
1. Бейджи или виртуальные награды измеряют активность сотрудника (за победу, за активное участие, за лучшую продажу). Для того, чтобы геймификация на портале была хорошо принята пользователями, количество достижений и наград не должно быть слишком большим.
Рис. Пример реализации на клиентском портале WebSoft - БЕЙДЖИ
Рис. Пример реализации на корпоративном учебном портале - ВИРТУАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ
2. Баллы - начисляются за определенные действия в том или ином процессе (изучил 5 курсов, собрал 100 лайков). Можно использовать простую тактику "кнута" и "пряника" за определенное действие на портале. Например, посетил вебинар + 5 баллов, не посетил - 5 баллов. Алгоритм получения баллов должен быть хорошо просчитан, в том числе, и возможные обманные попытки повысить свой рейтинг.
Рис. Пример визуализации на корпоративном учебном портале - БАЛЛЫ
3. Виртуальная валюта - “деньги”, которые можно заработать и за которые можно что-то купить в виртуальном магазине призов.
Рис. Пример реализации на клиентском портале WebSoft - ВИРТУАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
4. Уровни - определенные планки, которых можно достичь благодаря своей деятельности (новичок, специалист, эксперт, профессионал).
Рис. Пример реализации на клиентском портале WebSoft - УРОВНИ, ЛИДЕРЫ
5. Рейтинги, которые используются для отображения успехов сотрудников.
Рис. Пример реализации на корпоративном учебном портале - РЕЙТИНГ
Также может использоваться отображение сотрудников-лидеров (фото, рейтинги), различные элементы визуализации, интерактивные элементы, дайджесты успеха (ручные и настраиваемые рассылки). Достижения пользователя можно также отобразить в его личной карточке на портале. Это наглядная информация о сотруднике для его руководителя или администратора портала. И это приятно для самого пользователя (увидеть, где я нахожусь, куда можно расти и какие успехи у моих коллег).
Как видите, инструменты, которые можно использовать в качестве игровых механик процесса обучения, достаточно просты и понятны. Главная “фишка” в том, чтобы геймификация была продуманной и давала возможность получать обратную связь от участников игры, и вносить изменения в правилы игры при необходимости.