Азарт, ответственность или нечего делать?
Что заставляет взрослых людей - ответственных работников играть в игры на работе?
В начале июня мы закончили разработку и провели обучение по курсу «Эффективная презентация: Проведение презентации». На Конкурсе курсов WS 2011 мы показали демоверсию (открыть) – примерно 20% от общего объема (все, что было готово на тот момент).
Сделали множество интересных и полезных наблюдений. Парочкой и хочу поделиться.
Еще на этапе написания сценария стало понятно, что навыки публичного выступления курсом выработать не получится. Для выработки навыка учебное действие должно быть точной копией реального (или в масштабе). Поэтому решили всю теорию вынести в электронный курс, а практику – в очный тренинг. Вся необходимая теория уже многократно опубликована на бумажных и цифровых носителях, но проблема в том, что ее почти никто не читает :(
Как же заставить сотрудников не только прочитать, но и запомнить? Мы решили некоторые разделы курса сделать похожими по форме на тренинги (как раз такой и представлен в конкурсной демоверсии), а часть в виде теории перемежающейся игровыми упражнениями или вообще подать теорию через игры.
Есть одно НО. Сам я не люблю компьютерные игры (играю, конечно, но редко и мне хватает 5-7-и мин для любой игрушки), и не очень верю в их волшебную обучающую силу. Игры в очных тренингах – ДА, в электронных курсах – ОЧЕНЬ СОМНЕВАЮСЬ!
На конференциях и интернет-ресурсах все больше и активнее говорится о результативности, вовлекающем эффекте игр в курсах. Эмоционально, но не убедительно! Я часто задавал авторам вопросы : «Почему вы думаете, что люди будут играть/учиться? За счет чего должен произойти вовлекающий эффект?». Ответы обобщил, добавил пару своих вариантов и провел миниопрос наших работников на учебном портале. Результат получился более чем ожидаемый!
Ну и естественно игра без соревнования не игра! В одной из игр мы сделали «пузомерку», как ее ласково обозвал Алексей Корольков. Но «соревнование» получилось с заведомо определенным кругом победителей. Курс одновременно проходили как руководители подразделений, так и рядовые работники.
И как вы думаете, кто победил? (обратите внимание на должности)
И ничего удивительного. Руководители и есть лидеры. Они уже доказали это и готовы подтверждать в каждом событии, пусть даже это игровое упражнение учебного курса.
Такое положение дел сохранялось довольно долго. Потом за руководителями потянулись и все остальные. И к завершению учебного мероприятия картина стала выглядеть вот так:
Более того! Многие продемонстрировали завидное упорство. В курсе фиксируется количество попыток прохождения. Я отобрал всех, кто выполнял это упражнение 10 и более раз (опять же обратите внимание на должности).
Выводы:
И в заключение предлагаю посмотреть фрагмент курса, о котором написал (открыть). Чтобы почувствовать себя на месте работника Банка «Возрождение» попробуйте пройти его без подсказок и победить наших рекордсменов :)
PS. Технически игруха очень проста, но если есть вопросы, задавайте в комментариях.
В начале июня мы закончили разработку и провели обучение по курсу «Эффективная презентация: Проведение презентации». На Конкурсе курсов WS 2011 мы показали демоверсию (открыть) – примерно 20% от общего объема (все, что было готово на тот момент).
Сделали множество интересных и полезных наблюдений. Парочкой и хочу поделиться.
Еще на этапе написания сценария стало понятно, что навыки публичного выступления курсом выработать не получится. Для выработки навыка учебное действие должно быть точной копией реального (или в масштабе). Поэтому решили всю теорию вынести в электронный курс, а практику – в очный тренинг. Вся необходимая теория уже многократно опубликована на бумажных и цифровых носителях, но проблема в том, что ее почти никто не читает :(
Как же заставить сотрудников не только прочитать, но и запомнить? Мы решили некоторые разделы курса сделать похожими по форме на тренинги (как раз такой и представлен в конкурсной демоверсии), а часть в виде теории перемежающейся игровыми упражнениями или вообще подать теорию через игры.
Есть одно НО. Сам я не люблю компьютерные игры (играю, конечно, но редко и мне хватает 5-7-и мин для любой игрушки), и не очень верю в их волшебную обучающую силу. Игры в очных тренингах – ДА, в электронных курсах – ОЧЕНЬ СОМНЕВАЮСЬ!
На конференциях и интернет-ресурсах все больше и активнее говорится о результативности, вовлекающем эффекте игр в курсах. Эмоционально, но не убедительно! Я часто задавал авторам вопросы : «Почему вы думаете, что люди будут играть/учиться? За счет чего должен произойти вовлекающий эффект?». Ответы обобщил, добавил пару своих вариантов и провел миниопрос наших работников на учебном портале. Результат получился более чем ожидаемый!
Получается, что игры не могут/не должны быть основным/единственным инструментом обучения. Тем более если прообразом являются игры из развлекательной сферы. Поэтому игры, которые мы сделали для курса, являются частью упражнения. Их задача запустить мыслительный процесс, способствовать усвоению/запоминанию (может и заучиванию наизусть) каких-то фактов. Важнее то, что происходит перед этой игрой и сразу после!
Ну и естественно игра без соревнования не игра! В одной из игр мы сделали «пузомерку», как ее ласково обозвал Алексей Корольков. Но «соревнование» получилось с заведомо определенным кругом победителей. Курс одновременно проходили как руководители подразделений, так и рядовые работники.
Такое положение дел сохранялось довольно долго. Потом за руководителями потянулись и все остальные. И к завершению учебного мероприятия картина стала выглядеть вот так:
Более того! Многие продемонстрировали завидное упорство. В курсе фиксируется количество попыток прохождения. Я отобрал всех, кто выполнял это упражнение 10 и более раз (опять же обратите внимание на должности).
Выводы:
- Игра как часть упражнения, способствующая усвоению материала, работает! Так же как любое сопутствующее действие при заучивании чего-либо. Как, например, ритмичное топанье или хлопанье при заучивании стихов или различные ассоциации при запоминании чисел (номеров телефонов или 3,141592653589790).
- Если в очных тренингах не рекомендуется объединять в группу руководителей и подчиненных, то в дистанционном обучении это даже полезно! И отображение рейтинга рядом с упражнением очень даже стимулирует.
- Плаксы и жалобщики есть всегда. Их порядка 10-15%. Основное обобщенное оправдание своих неудач при выполнении упражнений: «Я работаю! Некогда мне играться в ваши дурацкие игры.»
И в заключение предлагаю посмотреть фрагмент курса, о котором написал (открыть). Чтобы почувствовать себя на месте работника Банка «Возрождение» попробуйте пройти его без подсказок и победить наших рекордсменов :)
PS. Технически игруха очень проста, но если есть вопросы, задавайте в комментариях.