Эмоции, мотивация и цели обучения
29-30 марта участвовал в Саммите разработчиков е-курсов.
Считаю, что очень полезное мероприятие.
Во-первых, нам, разработчикам, важно знать, что происходит и понимать свое «положение» в этом «пространстве».
Во-вторых, не часто приходится видеть работы друг друга. Если же и удается, то не всегда правильно понимаешь исходную идею. То сам чего-то не разглядел, то автору чего-то не хватило, чтоб реализовать в точности как задумал.
Поэтому собраться толпой и поговорить в «узком кругу» - очень даже хорошо!
Я рассказывал о порядке разработки курсов в нашем Учебном центре на примере курса «Как вырастить брокколи» (курс можно посмотреть здесь). В центре выступления (и курса) была функциональная модель для изучения 4-х факторов урожайности брокколи.
После демонстрации как она работает имел неосторожность сказать, что «победить» в этой «игре» очень сложно. А «победа» по внешнему виду почти не отличается от «поражения».
И сразу нарвался на вопрос: «Не станут ли постоянные поражения демотивирующим фактором для учащегося?» Как же меня подмывало сказать: «Да наплевать мне на его мотивацию! Прежде цель, а потом все остальное.» Чудом сдержался и свел к связи эмоций, которые появляются в процессе прохождения курса, с мотивацией и целями курса.
Для меня эта связь очевидна, но как именно они связаны вопрос сложный и неоднозначный.
Мои собственные наблюдения (да и вы наверняка вспомните подобные ситуации в своей жизни).
Представьте себе ситуацию. Небольшая дружная компания отмечает какое-нибудь событие (можно и без алкоголя). Начинают травить байки и анекдоты. Все ржут до рези в животе. А утром никто не может воспроизвести даже наиболее понравившуюся шутку. Единственное воспоминание – вечер удался!
И наоборот. Грубое слово, ссора, обида могут помниться годами, причем в мельчайших подробностях.
Что же получается (без претензии на научность)?
Радость. Достигается за счет вставки в курс анекдотов, смешных картинок, и тд. Способствует созданию положительного имиджа курса, учащиеся начинают говорить о нем, растет количество заявок на обучение. Но результаты прохождения низкие (помните как у Жванецкого: «Что, что он сказал? Да мы не поняли. А что же вы так смеетесь? Да от глупости…»)
Страх. Достигается за счет указания негативных последствий неудовлетворительного прохождения курса – лишение премии и прочие кадровые неприятности. Страх сильный стимулятор, но плохой учитель. Курсы будут проходиться в срок и с требуемым результатом (как правило, с помощью коллег), но прирост знаний будет минимальный.
Раздражение/злость. Достигается за счет изложения спорных моментов как фактов, недосказанности, некорректных формулировок и прочих провокаций. Вот это сила! Уверяю вас учащиеся долго будут помнить и курс и материал изложенный в нем. Более того, будьте готовы что люди будут писать на корпоративном форуме, вам на почту, звонить… Но! Больше этот курс проходить никто не захочет. И на следующие будут смотреть с опаской.
Как же быть? Отказаться от эмоций вообще?
Нет! Считаю, курс должен быть эмоциональный. Но требуется последующая нейтрализация и утилизация любых эмоций. И это самый сложный момент при разработке курса.
Вот как мы «развесили противовесы» в нашем курсе.
Предположим, вам удалось с первого раза вырастить капусту. То в заключении будет указано, что знаний вы так и не приобрели – все осталось на уровне «представление». Т.е. ваша «победа» - случайность и статус курса на «завершен» не изменится.
А если вы наступили на все разбросанные грабли, но так и не «победили», то поставленную цель курса все равно достигните!
Коллеги, а вы как думаете? На чем стоит делать акцент в первую очередь? На эмоциях, мотивации или целях?
Считаю, что очень полезное мероприятие.
Во-первых, нам, разработчикам, важно знать, что происходит и понимать свое «положение» в этом «пространстве».
Во-вторых, не часто приходится видеть работы друг друга. Если же и удается, то не всегда правильно понимаешь исходную идею. То сам чего-то не разглядел, то автору чего-то не хватило, чтоб реализовать в точности как задумал.
Поэтому собраться толпой и поговорить в «узком кругу» - очень даже хорошо!
Я рассказывал о порядке разработки курсов в нашем Учебном центре на примере курса «Как вырастить брокколи» (курс можно посмотреть здесь). В центре выступления (и курса) была функциональная модель для изучения 4-х факторов урожайности брокколи.
После демонстрации как она работает имел неосторожность сказать, что «победить» в этой «игре» очень сложно. А «победа» по внешнему виду почти не отличается от «поражения».
И сразу нарвался на вопрос: «Не станут ли постоянные поражения демотивирующим фактором для учащегося?» Как же меня подмывало сказать: «Да наплевать мне на его мотивацию! Прежде цель, а потом все остальное.» Чудом сдержался и свел к связи эмоций, которые появляются в процессе прохождения курса, с мотивацией и целями курса.
Для меня эта связь очевидна, но как именно они связаны вопрос сложный и неоднозначный.
Принято считать, что положительные эмоции способствуют мотивации. Проще всего вызвать положительные эмоции через юмор. Но юмор не способствует запоминанию (обучению). |
Отрицательные эмоции сильнее и учат раз и навсегда! Не помню где взял эту цитату | «Центров тревоги в коре головного мозга человека больше, чем центров удовольствия. Поэтому аудитория подсознательно начинает искать недостатки.» |
Представьте себе ситуацию. Небольшая дружная компания отмечает какое-нибудь событие (можно и без алкоголя). Начинают травить байки и анекдоты. Все ржут до рези в животе. А утром никто не может воспроизвести даже наиболее понравившуюся шутку. Единственное воспоминание – вечер удался!
И наоборот. Грубое слово, ссора, обида могут помниться годами, причем в мельчайших подробностях.
Что же получается (без претензии на научность)?
Радость. Достигается за счет вставки в курс анекдотов, смешных картинок, и тд. Способствует созданию положительного имиджа курса, учащиеся начинают говорить о нем, растет количество заявок на обучение. Но результаты прохождения низкие (помните как у Жванецкого: «Что, что он сказал? Да мы не поняли. А что же вы так смеетесь? Да от глупости…»)
Страх. Достигается за счет указания негативных последствий неудовлетворительного прохождения курса – лишение премии и прочие кадровые неприятности. Страх сильный стимулятор, но плохой учитель. Курсы будут проходиться в срок и с требуемым результатом (как правило, с помощью коллег), но прирост знаний будет минимальный.
Раздражение/злость. Достигается за счет изложения спорных моментов как фактов, недосказанности, некорректных формулировок и прочих провокаций. Вот это сила! Уверяю вас учащиеся долго будут помнить и курс и материал изложенный в нем. Более того, будьте готовы что люди будут писать на корпоративном форуме, вам на почту, звонить… Но! Больше этот курс проходить никто не захочет. И на следующие будут смотреть с опаской.
Как же быть? Отказаться от эмоций вообще?
Нет! Считаю, курс должен быть эмоциональный. Но требуется последующая нейтрализация и утилизация любых эмоций. И это самый сложный момент при разработке курса.
Вот как мы «развесили противовесы» в нашем курсе.
Предположим, вам удалось с первого раза вырастить капусту. То в заключении будет указано, что знаний вы так и не приобрели – все осталось на уровне «представление». Т.е. ваша «победа» - случайность и статус курса на «завершен» не изменится.
А если вы наступили на все разбросанные грабли, но так и не «победили», то поставленную цель курса все равно достигните!
Коллеги, а вы как думаете? На чем стоит делать акцент в первую очередь? На эмоциях, мотивации или целях?