Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Эмоции, мотивация и цели обучения

29-30 марта участвовал в Саммите разработчиков е-курсов.
Считаю, что очень полезное мероприятие.
Во-первых, нам, разработчикам, важно знать, что происходит и понимать свое «положение» в этом «пространстве».
Во-вторых, не часто приходится видеть работы друг друга. Если же и удается, то не всегда правильно понимаешь исходную идею. То сам чего-то не разглядел, то автору чего-то не хватило, чтоб реализовать в точности как задумал.
Поэтому собраться толпой и поговорить в «узком кругу» - очень даже хорошо!

Я рассказывал о порядке разработки курсов в нашем Учебном центре на примере курса «Как вырастить брокколи» (курс можно посмотреть здесь). В центре выступления (и курса) была функциональная модель для изучения 4-х факторов урожайности брокколи.
После демонстрации как она работает имел неосторожность сказать, что «победить» в этой «игре» очень сложно. А «победа» по внешнему виду почти не отличается от «поражения».


И сразу нарвался на вопрос: «Не станут ли постоянные поражения демотивирующим фактором для учащегося?» Как же меня подмывало сказать: «Да наплевать мне на его мотивацию! Прежде цель, а потом все остальное.» Чудом сдержался и свел к связи эмоций, которые появляются в процессе прохождения курса, с мотивацией и целями курса.
Для меня эта связь очевидна, но как именно они связаны вопрос сложный и неоднозначный.
Принято считать, что положительные эмоции способствуют мотивации. Проще всего вызвать положительные эмоции через юмор. Но юмор не способствует запоминанию (обучению).
Отрицательные эмоции сильнее и учат раз и навсегда!
Не помню где взял эту цитату
«Центров тревоги в коре головного мозга человека больше, чем центров удовольствия. Поэтому аудитория подсознательно начинает искать недостатки.»
Мои собственные наблюдения (да и вы наверняка вспомните подобные ситуации в своей жизни).
Представьте себе ситуацию. Небольшая дружная компания отмечает какое-нибудь событие (можно и без алкоголя). Начинают травить байки и анекдоты. Все ржут до рези в животе. А утром никто не может воспроизвести даже наиболее понравившуюся шутку. Единственное воспоминание – вечер удался!
И наоборот. Грубое слово, ссора, обида могут помниться годами, причем в мельчайших подробностях.

Что же получается (без претензии на научность)?
Радость. Достигается за счет вставки в курс анекдотов, смешных картинок, и тд. Способствует созданию положительного имиджа курса, учащиеся начинают говорить о нем, растет количество заявок на обучение. Но результаты прохождения низкие (помните как у Жванецкого: «Что, что он сказал? Да мы не поняли. А что же вы так смеетесь? Да от глупости…»)
Страх. Достигается за счет указания негативных последствий неудовлетворительного прохождения курса – лишение премии и прочие кадровые неприятности. Страх сильный стимулятор, но плохой учитель. Курсы будут проходиться в срок и с требуемым результатом (как правило, с помощью коллег), но прирост знаний будет минимальный.
Раздражение/злость. Достигается за счет изложения спорных моментов как фактов, недосказанности, некорректных формулировок и прочих провокаций. Вот это сила! Уверяю вас учащиеся долго будут помнить и курс и материал изложенный в нем. Более того, будьте готовы что люди будут писать на корпоративном форуме, вам на почту, звонить… Но! Больше этот курс проходить никто не захочет. И на следующие будут смотреть с опаской.

Как же быть? Отказаться от эмоций вообще?
Нет! Считаю, курс должен быть эмоциональный. Но требуется последующая нейтрализация и утилизация любых эмоций. И это самый сложный момент при разработке курса.

Вот как мы «развесили противовесы» в нашем курсе.
Предположим, вам удалось с первого раза вырастить капусту. То в заключении будет указано, что знаний вы так и не приобрели – все осталось на уровне «представление». Т.е. ваша «победа» - случайность и статус курса на «завершен» не изменится.

А если вы наступили на все разбросанные грабли, но так и не «победили», то поставленную цель курса все равно достигните!

Коллеги, а вы как думаете? На чем стоит делать акцент в первую очередь? На эмоциях, мотивации или целях?


Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Как создать курс для мобильного устройства без специальных знаний?

Обновленная версия Courselab Online

Упрощаем администрирование дистанционного обучения - динамические группы

Как создать клиентоориентированную СДО и увеличивать число пользователей ежемесячно: кейс ПАО ЧТПЗ