Автоматизация целеполагания. Как поймать дзен в управлении эффективностью? Часть 1
Часть 1: Проработка методологии
Валерия Куропаткина, Лидер практики HR-Tech, ЭКОПСИ
Алина Уварова, Лидер практики Вознаграждение и мотивация персонала, ЭКОПСИ
Александр Суровцев, Эксперт по продукту, Websoft
Посмотреть запись вебинара
В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что компании приходят в автоматизацию с неготовыми, невыстроенными процессами.
Об этом говорят такие комментарии:
В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что компании приходят в автоматизацию с неготовыми, невыстроенными процессами.
Об этом говорят такие комментарии:
«У нас нет процессов управления эффективностью. Нужна система с готовыми лучшими практиками, чтобы их запустить за месяц».
«В нашей компании показатели результативности не влияют на вознаграждение. Руководители ставят цели на нерегулярной основе. Процесс почему-то плохо работает. Рассчитываем, что после автоматизации он заработает лучше».
«Мы постарались и включили в маршрут согласования целей по 6 согласующих. Но они не хотят пользоваться системой и не всегда в контексте тех целей, которые должны были согласовать».
«Давайте вначале выберем платформу и рассчитаем бюджет на автоматизацию, а процессы в ходе проекта выстроим».
В таких случаях мы делаем шаг назад: на этап проработки методологической составляющей процесса.
Сегодня мы решили показать, как нужно готовить процессы управления эффективностью к автоматизации так, чтобы минимизировать ошибки.
Мы вывели три ключевых фактора успешной автоматизации.
- Проработка методологии и проверка того, что процесс соответствует целям компании.
- Правильный корректный подход и к внедрению автоматизации, и к выбору системы
- Умение работать с вовлечением руководителей и сотрудников
Как методологически правильно построить процесс
Как понять, что сотрудник эффективен? По каким критериям это можно определить?
Способов в разных компаниях много: оценка KPI, оценка 360, оценка компетенций, показатели выполнения плана. Если их обобщить, то можно выделить две составляющие:
- Вклад сотрудников в достижение результата. Распространенные метрики здесь как раз — KPI, выполнение плана
- Поведение сотрудника — насколько оно соответствует принципам и ценностям организации
Две эти шкалы являются основой системы управления эффективностью.
Данная система нацеливает работников на то, чтобы достигать результата и при этом делать это в соответствии с ценностями и требованиями компании, она помогает сформировать ясные ожидания компании по отношению к каждому сотруднику.
Часто система управления эффективностью становится основой для принятия многих важных решений по итогам оценки — это может быть продвижение, развитие, обучение, повышение оклада, выплата премии.
Ключевой особенностью системы управления эффективностью является то, что она синхронизирует движение всех сотрудников в одном общем направлении и позволяет компании стремиться к общим стратегическим целям.
Цикл системы управления эффективностью
Это «колесо», которые крутится каждый год / каждые полгода / каждый квартал, — в зависимости от периодичности, установленной в компании. В основу этого колеса мы закладываем измерения
- результативности
- поведения
- потенциала развития
Один из инструментов, которые чаще всего используется для измерения результата — это KPI.
Как система KPI помогает бизнесу:
- Позволяет сделать бизнес-процессы более прозрачными и предсказуемыми для руководителей за счет мониторинга показателей.
- Помогает распределить обязанности и полномочия. Благодаря системе KPI, и руководители, и специалисты могут увидеть собственную зону ответственности.
- Повышает мотивированность сотрудников. Как следствие — увеличивает производительность труда и позитивно влияет на развитие бизнеса.
Как внедрять KPI
1. Когда мы говорим про методологию внедрения ключевых показателей эффективности, первое, на что мы смотрим, — это стратегия компании и её цели.
2. Исходя из цели компании определяем, какими должны быть цели руководителей каждого уровня с помощью процесса декомпозиции и каскадирования.
Пример декомпозиции цели верхнего уровня:
Таким образом, каждый сотрудник понимает свои цели и видит, как достижение его собственных целей влияет влияет на достижение целей компании.
Этот процесс можно автоматизировать: Websoft HCM поддерживает функцию каскадирования и декомпозиции цели.
3. KPI должны быть сбалансированы
В зависимости от типа деятельности мы выделяем два типа KPI — проектные и операционные.
Проектные — показатели, определяемые целями в конкретном проекте и устанавливаемые перед его началом.
Операционные — показатели, определяемые целями регулярной деятельности и устанавливаемые перед началом отчетного периода (года, полугодия, квартала).
В зависимости от категории сотрудников соотношение операционных и проектных показателей может меняться: при повышении уровня должности доля проектных KPI увеличивается — они являются двигателем прогресса, позволяют компаниям достигать стратегических целей.
Типы операционных показателей
Часто при аудите системы управления эффективностью мы видим, что компании нацелены на объём, количество и краткосрочную перспективу.
Это может привести к тому, что за короткий срок компания сожжёт
ресурсы, и это не позволит развиваться в более долгосрочной перспективе.
Мы предлагаем четыре направления для выбора показателей:
1. Показатели результата
2.1 Прибыль, выполнение плана, выручка и другие количественные показатели очень важны, без них мы не обойдемся, но у них у всех краткосрочное влияние.
2.2 В долгосрочной перспективе очень важно смотреть на качество результата: насколько сотрудники удовлетворены, готовы ли клиенты рекомендовать компанию, насколько качество производимой продукции соответствует нормам, которые есть на рынке.
2. Показатели процесса
2.1 Конечно, мы должны смотреть на эффективность — какие ваши издержки? При разработке KPI нужно включать те, которые направлены на поддержание эффективности.
2.2 Стабильность — долгосрочное, стабильное, качественное выполнение процессов. Сколько клиентов, которые пролонгируют с вами отношения? Какова вероятность, что в следующем году вы будете так же успешно работать? Если говорим о производстве, то следует ли компания плану по ремонту оборудования?
Когда мы советуем, какие показатели должны лечь в карту целей, мы делаем именно сбалансированную карту: чтобы все четыре типа показателей в ней
были, чтобы компания работала на количество и на качество и не забывала о стабильности в долгосрочной перспективе.
Правила постановки весов KPI
Веса — это важная составляющая разработки KPI.
Вес KPI — коэффициент, определяющий его относительную значимость для организации на текущий период.
Веса KPI должны задавать приоритеты:
- KPI является важнейшим (более 25%). Максимальный фокус, то на что выделяется больше всего времени.
- KPI является важным (15-25%). Нельзя упускать, должны быть постоянно в поле зрения.
- KPI является вспомогательным (10-15%). Важно иметь как метрику, эти показатели помогают добиваться целей, но вес может быть меньше, чем у других.
Что нужно учитывать:
1. Для каждого сотрудника сумма весов всех KPI должна быть равна 100%.
2. Вес одного KPI не должен быть больше 50% и меньше 10%.
3. Оптимальное количество KPI у руководителя — от 5 до 7.
4. Разница между самым большим весом и самым маленьким не должна быть больше 40% и меньше 15%.
Ответственность должна соответствовать полномочиям. Те цели, за которые отвечает руководитель или сотрудник, должны входить в зону его ответственности.
Часто мы видим, что показатели, общие для компании, проставляются на всех сотрудников. Но мотивация их достигать — минимальная: сотрудник понимает что не он один на них влияет, как бы он ни старался, напрямую они от него не зависят. Необходимо нацеливать сотрудников ровно на то, что входит в зону ответственности.
Важно выделять корпоративные и индивидуальные показатели, и индивидуальных показателей в карте сотрудника должно быть намного больше, чем корпоративных.
При этом корпоративные показатели важны. Они говорят про некий общий результат.
С корпоративными показателями может быть два сценария:
1) Мы декомпозируем корпоративные показатели компании по руководителям от генерального директора вплоть до зон ответственности каждого сотрудника
2) Используем корпоративные показатели как некий корректирующий коэффициент: если компания достигла своих финансовых результатов, то делится с сотрудниками.
Ключевые ошибки разработки KPI
1. Очень большая доля корпоративных KPI
2. Много KPI
3. KPI только про объем
4. KPI не относятся к верхнеуровневым общим целям
5. Не проставлены порог и вызов
Мы рекомендуем использовать для мотивации сотрудников планки — порог, цель и вызов. Таким образом, компания может увидеть на цифрах и вознаградить лучших и иметь некий порог, ниже которого показатели не влияют на премии.
Итак, мы поговорили о том, как выстроить процессы и методологию.