Как мы организовали работу с "облачными" курсами в корпоративных системах дистанционного обучения
Многие крупные компании, внедрившие системы дистанционного обучения (LMS), сталкиваются с проблемой формирования и актуализации библиотеки готовых электронных курсов.
На рынке достаточно много провайдеров готовых электронных курсов. Но, чтобы использовать эти курсы, их нужно установить в свою LMS систему. Поскольку электронный курс в большинстве случаев это просто набор HTML ресурсов, то разработчик курса, передав его заказчику не может контролировать объем и срок использования курса. В результате, на рынке сложилась ситуация, когда готовые курсы продаются в виде SCORM пакетов с правами на бессрочное и неограниченное использование.
Это не слишком удобно и заказчикам и разработчикам контента. Недостатки текущей ситуации:
- Даже если пользователей курса будет совсем немного, его нужно покупать для неограниченного использования
- Разработчик курса не может контролировать объем и срок использования контента. Это может сделать разработку новых курсов невыгодной или вынудить завышать цены на контент
- Компания, которая хочет сформировать достаточно большую библиотеку готовых курсов для своих сотрудников вынуждена купить множество курсов, не будучи уверенной какие из них будут востребованы
- Чтобы актуализировать курс или исправить ошибки нужно регулярно получать и загружать обновленные SCORM пакеты
Идеальным решение описанной проблемы могла бы быть подписка на курсы из "облака". Это решение позволило бы заказчикам опробовать курсы, не покупая их бессрочно, разработчикам оперативно актуализировать и расширять библиотеку не завышая цены, а также контролировать использование своего контента.
Но, большая часть корпоративных LMS систем размещена в корпоративной сети. И даже для "облачных" систем весьма актуален вопрос использования в одной системе контента, расположенного на внешних ресурсах.
Идеальное решение должно позволять:
- Работать с "облачным" контентом даже для LMS систем в закрытых сетях
- Быть полностью прозрачным для пользователя
- Комбинировать "облачные" и обычные учебные модули в рамках единого курса
- Не передавать провайдеру облачного контента персональных данных обучаемых, но позволять контролировать объемы обучения
- Собирать полную статистику по обучению с помощью "облачного" контента в корпоративной LMS системе
- Автоматически актуализировать контент
Как решить эту проблему?
На помощью нам приходят новые стандарты дистанционного обучения xAPI и CMI5. С их помощью, проблема облачного контента может быть решена.
Схема работы
Схема работы "облачных" курсов в системе WebTutor изображена на рисунке. Вот как это работает:
- Администратор системы получает от провайдера курсов пакет с каталогом курсов и загружает его в систему. Каталог курсов не содержит контент курсов, а лишь описание и ссылки на них
- Полученные курсы и их модули можно использовать "как есть", а можно произвольным образом комбинировать с другими модулями и курсами, которые уже есть в системе. Можно собрать учебную программу из учебных модулей, находящихся в LMS системе и в "облаке".
- Созданные или загруженные курсы можно использовать произвольным образом - назначать, открыть для самостоятельного обучения, включить в план развития, ...
- В момент когда обучаемый открывает модуль курса, находящегося в "облаке", WebTutor запускает на его устройстве контент с сервера контента. При запуске контента по стандарту CMI5/xAPI на сервер контента передается токен (ключ), позволяющий идентифицировать LMS систему, а также получить идентификатор пользователя (но, не его персональные данные). На своей стороне провайдер контента может контролировать условия, объемы и срок использования контента, не получая доступа ни к каким конфиденциальным данным заказчика
- У обучаемого контент просто открывается на его устройстве. Скорее всего он даже не догадается, что контент открывается из "облака".
- В процессе прохождения курса контент (который должен быть совместим со стандартом xAPI) отправляет данные в LRS систему, указанную при запуске контента. WebTutor содержит встроенную LRS систему в которую "по умолчанию" и отправляются результаты обучения. Поскольку, отправка данных происходит с устройства обучаемого, а не с сервера провайдера контента, механизм будет работать даже тогда, когда LMS/LRS находятся в закрытой сети. Все что требуется - доступ в Интернет (или только к серверу провайдера курсов) с устройства обучаемого
- Поскольку LRS WebTutor встроена в LMS систему, то никаких специальных действий для обмена данными между этими двумя компонентами не требуется. Как только обучаемый успешно прошел курс и набрал баллы, контент отправляет их в LRS и тут же обучаемый увидит как статус изучения и оценка за курс изменится в LMS системе.
- Для администратора процесс изучения "облачных" и обычных курсов полностью идентичен. Все отчеты, заявки, уведомления и прочие механизмы работаю абсолютно идентично
Интерфейс настройки "облачного" модуля курса для администратора LMS
Вместе с нашими партнерами из компании Elearning Center мы отладили и описанный этот механизм на реальной библиотеке из более чем 30 электронных курсов Теперь любой клиент Websoft, обновивший WebTutor до актуальной версии, может начать работать с облачным учебным контентом.
Абсолютно все наши клиенты получат БЕСПЛАТНЫЙ доступ на 3 месяца к библиотеке курсов ELC и смогут попробовать и оценить удобство работы с курсами из "облака". Подробнее о библиотеке ELC И предложении для клиентов Websoft.
В будущем мы планируем расширить список поставщиков контента и сделать работу в Webtutor еще более удобной.