Комплексный подход к e-learning (по материалам вебинара)
Комплексный подход к электронному обучению сложно определить каким-то одним словом, так как он включает в себя разнообразные методы и инструменты для организации e-learning.
Рассматривая такой подход, следует остановиться на нескольких базовых правилах:
- Нацеленность на комплексную автоматизацию HR-процессов.
Электронное обучение это не самостоятельный проект, а часть проекта по эффективной организации процесса обучения и еще шире - часть всех HR-процессов.
- Понимание компонентов e-learning (инструментов) системы.
Внедряя e-learning, важно прояснить возможности и целевое назначения всех его инструментов (а это не только курсы и тесты).
- Для процесса обучения необходима комплексная автоматизация всех имеющихся инструментов.
Для того, чтобы эффективно автоматизировать e-learning, нужно понимать, как построен или будет построен процесс обучения, с какими другими процессами он взаимодействует и на каких этапах.
- Комплексный поход к e-learning подразумевает использование механизмов интеграции различных его инструментов.
Комплексная автоматизация HR-процессов
Система дистанционного обучения (СДО) может существовать и сама по себе. Но использование СДО будет более эффективным, когда она рассматривается как система управления обучением (LMS) и при этом задействуются как дистанционные, так и очные инструменты. Следующим уровнем развития СДО становится система управления талантами (TMS), когда к управлению обучением в различных форматах подключаются процессы подбора, адаптации и построения карьеры сотрудников. В таком видении разумно воспринимать e-learning как элемент комплексной системы автоматизации всех HR-процессов.
Компоненты (инструменты) e-learning системы
Электронные курсы и тесты являются наиболее распространенными инструментами для e-learning. И, в тоже время, это не единственные способы обучения в дистанционном формате. Более того, не для всех учебных целей подходят курсы и тесты. Для этого существуют другие инструменты, у каждого из которых есть свое назначение, преимущества и ограничения. Поэтому следует посмотреть в сторону создания электронных библиотек: с документами, книгами, различными презентациями, аудио- и видео-контента, записями вебинаров. Еще одним многофункциональным e-learning инструментом являются вебинары. Также стоит узнать про инструменты для коммуникаций (форумы, блоги, социальные сети, мессенджеры, чат-боты) и для получения обратной связи (опросы, анкеты). И, если посмотреть еще шире, за границами СДО (LMS, TMS) тоже могут находиться различные дистанционные и очные “единицы контента”, которые также могут статью частью программ обучения, реализованных на корпоративном учебном портале. Подробнее можно почитать о том, как подружить приложения, написанные на JavaScript, с WebTutor, используя новый стандарт Tin Can API
Все эти инструменты могут использоваться в различной пропорции и комбинации в зависимости от целей обучения, целевой аудитории, стратегии обучения и развития сотрудников и так далее. Полезно периодически анализировать обратную связь от пользователей LMS, чтобы понимать, насколько эффективно используется тот или иной инструмент и не стоит ли изменить приоритетный формат. Например, в компании Спортмастер, со временем обнаружили, что возникла необходимость перейти от преимущественного использования курсов к использованию вебинаров, так как этот инструмент в большей степени отвечает имеющимся задачам обучения.
Комплексный подход к автоматизации процесса обучения
Автоматизировать обучение возможно только после того, как в компании будет сформулирована стратегия обучения и прописаны основные этапы процесса:
1) информирование о возможностях,
2) планирование учебных мероприятий,
3) проведение обучения,
4) анализ результатов.
Для каждого из этапов необходим свод правил и процедур. Это позволит четко понимать что происходит, каким образом, в какие сроки, кто в этом задействован и так далее. И только после этого можно переходить к автоматизации обучения.
Например, такая небольшая деталь, как автоматизированные периодические рассылки о возможностях обучения (полезных советах или курсах-новинках) значительно повышает интерес к учебному порталу.
Если рассматривать планирование обучения, то для большой компании и большого каталога курсов существует масса возможностей упростить шаблонные действия. Например, в WebTutor можно автоматически назначить программу обучения всем новым сотрудникам, единую или в зависимости от их должности, указать сроки прохождения и напоминания (о назначенном обучении, о сроках). Таким же образом можно запланировать смешанные программы обучения, в которых используются как дистанционные, так и очные форматы. Для самостоятельного планирования обучения посетителям учебного портала понадобятся какие-то подсказки, например, списки новых, рекомендованных и наиболее популярных курсов.
Автоматизация на этапе проведения обучения станет помощником в следующих моментах:
- настройка последовательности и видимости разделов в электронных курсах (таким способом постепенно демонстрируется траектория обучения),
- настройка напоминаний в процессе прохождения обучения, как о назначенных мероприятиях, так и о просроченных, если их можно завершить самостоятельно,
- автоматическое завершение курсов,
- мониторинг процесса обучения с помощью специального интерфейса для руководителей и HR-специалистов с возможностью настройки статистики по определенным параметрам,
- информационная поддержка в процессе обучения (о том, кто эксперт, кому можно задать вопрос, кто еще изучает эту тему и так далее)
На этапе анализа эффективности обучения важна автоматизация результатов пройденных учебных материалов, анкет обратной связи, анализ активности участников вебинаров, печать сертификатов по результатам обучения, а также настройка различных аналитических отчетов.
Анализ результатов обучения может использоваться для построения адаптивных программ. Пока мы встречаем единичные примеры таких кейсов, но они есть. Адаптивные программы представляют собой гибкую настраиваемую последовательность различных учебных материалов/действий/событий. В зависимости от результатов прохождения первых ступеней программы, система выстраивает дальнейшую траекторию, по которой пройдет обучение конкретный сотрудник. Таким образом каждый сотрудник получает свою индивидуальную программу обучения, учитывающую его уровень подготовки, темп обучения и промежуточные результаты пройденных учебных активностей. Также этот процесс может взаимодействовать с результатами оценки профессиональных компетенций.
Механизмы интеграции различных инструментов e-learning
Для того, чтобы организовать все инструменты, можно применить принцип системы управления знаниями (СУЗ) или геймификации на e-learning портале, или сразу оба принципа. Это позволит связать воедино разрозненные единицы контента и учебные активности.
СУЗ, в общем понимании, позволяет описать некоторые профили знаний, настроить удобную структуру портала с возможностью поиска по тегам, рекомендациям, с возможностью получения лент уведомлений в соответствии с пожеланиями пользователей и так далее. На самом деле возможности СУЗ достаточно широкие и зависят от потребностей конкретной компании. Важный момент в том, что с помощью инструментов СУЗ можно организовать как push, так и pull - обучение. В первом случае ученику доставляются (назначаются) знания, а во втором он берет (ищет) их сам.
Инструменты геймификации позволят вовлечь в игру на достижение уровней и повышение своего профессионализма. С этой целью могут быть использованы бейджи (награды), рейтинги, бонусы, лайки и благодарности.
Материалы вебинара:
Также читайте: