Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Условия развертывания спирали организационного знания

Начну сегодняшний пост цитатой из книги И.Нонака и Х.Такеучи "Компания - создатель знания", М. 2003:

"Задача организации в процессе создания организационного знания состоит не только в непосредственном создании и накоплении индивидуального знания, но и в обеспечении необходимых для групповой деятельности условий".

И это, действительно так. Мало собрать, формализовать и сохранить знания, необходимо сделать так, чтобы спираль знания была "живой" и "динамической", а без взаимодействия участников создания знания это сделать невозможно.

Как же приводится в действие спираль знания? Сегодня я попытаюсь сверить теорию И.Нонака, Х.Такеучи (основанную, безусловно, на реальной практике) с собственной практикой - все ли было учтено, и на что стоит обратить внимание в дальнейшем. Приглашаю и вас проследовать за моих ходом мыслей - буду благодарна обратной связи!

Первое условие - Намерение.

По сути, это двигатель организации, называемый целью, которая обычно принимает форму стратегии. 

Если рассматривать стратегию в контексте управления знаниями, то она должна быть понятна и однозначна не только высшему эшелону компании, но и каждому сотруднику в разрезе собственной значимости при выполнении рабочих функций по отношению к общей цели организации. Намерение - это стратегический вектор движения к общей цели организации, где каждый ее участник выполняет важную и необходимую роль вне зависимости от управленческого уровня. 

Второе условие - Автономия или самостоятельность.

Данное условия говорит о возможности самостоятельного принятия решения индивида в рамках собственной деятельности. Это показатель осознанности собственных действий, когда человек использует необходимые знания при наступлении тех или иных условий, а не только по требованию руководства. Данное условие возможно только при выполнении первого условия, когда индивид осознает и принимает значимость своей деятельности в общем процессе и непосредственное влияние на конечный результат, а значит стремится к лучшим показателям своей работы, используя имеющиеся знания или находясь в поиске новых знаний.

Третье условие - Созидательный хаос или Потребность в изменениях или улучшениях.

По сути. это осознанный выход из зоны комфорта. Движение в сторону создания нового знания возможно только при определении проблематики  - что нужно улучшить или изменить для достижения лучшего результата процесса или достижения общей цели. Если все устраивает, менять ничего не нужно, то и поиск новых решений не ведется. Но такой вариант практически невозможен. Все изменяется и идеальных решений не существует - есть всегда что-то, что можно оптимизировать, изменить или улучшить. Организация должна осознанно двигаться в сторону постоянных изменений и улучшений в зависимости от окружающей компанию среды. Конечно, вовсе необязательно, что это всегда крупные изменения.

Четвертое условие - Избыточность информации.

Имеется в виду, что при решении задачи важно получать даже больше информации, чем кажется на первый взгляд: лучше отсечь потом "ненужное", чем принимать решения, основанные на неполной информации, однобоких выводов и без учета всех условий. Кроме того, избыточность информации определяется степенью осведомленности сотрудников организации, что помогает быть в курсе задач, над которыми работают другие подразделения или команды - в случае необходимости полученный опыт может быть учтен в других процессах.

Пятое условие - Разнообразие информации.

Принцип данного условия говорит о том. что сотрудники должны иметь возможность знакомиться и использовать не только информацию и знания непосредственной функции, но и смежных подразделений или других подразделений. Это помогает видеть процесс в целом, а не только свой "небольшой кусочек" и понимать принципы взаимодействия или действия общего процесса. 

Если соблюдены все условия, то спираль знания начнет и будет работать. Другой вопрос, что для реализации данных процессов необходимо понимать, что они запускают, фактически, необратимый процесс изменений, на которые придется оперативно и адекватно реагировать.

Всегда Ваша,
Денисова Елена,
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Стандарты электронного обучения

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Заглянем под капот: какая методология лежит в основе карьерных треков, про что важно подумать до автоматизации?

Постановка задач на доработку Websoft HCM. Основные принципы обеспечения стабильности работы кастомизаций