«Управление знаниями как следующий этап эволюции отдела дистанционного обучения»
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый горький.
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Автор понятия «спираль знаний» Икуджио Нонака выделял в качестве ключевого фактора создания данной спирали модель организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. В рамках такой модели менеджеры среднего звена выступают в качестве проводников и трансформаторов знаний, обеспечивая их беспрерывную циркуляцию внутри компании. И поскольку создание любого качественного электронного курса – это и есть процесс трансформации знаний и обеспечение их дальнейшей циркуляции с помощью различных технических средств, то получается, что отдел дистанционного обучения обеспечивает раскручивание спирали знаний в организации.
Но достаточно ли просто сопровождать этот процесс, или им нужно управлять!?
Управление знаниями – это, безусловно, следующий этап эволюции специалистов по дистанционному обучению. Во-первых, и для создания электронных курсов и для управления знаниями нужны по сути одни и те же компетенции, вопрос лишь в масштабах. А во-вторых, создание «обучающейся организации» как результата построения системы управления знаниями в данной организации – это заветная мечта любого E-learning-ца . Ведь создавая наш продукт, курс или систему курсов, мы всегда пытаемся запустить на их основе у обучаемых процесс рефлексии, затем обратной связи и, как следствие, процесс трансформации знаний. То есть мы по сути моделируем всё туже «обучающуюся организации», просто в других масштабах.
«Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании», — писал в своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Борис Захарович Мильнер. Из самого определения и всего выше сказанного очевидно, что отдел дистанционного обучения в компании уже занимается управлением знаниями. Разумеется, если это профессиональный отдел, а не мануфактура по выпуску анимированных презентаций. Но занимается он этим на своём уровне, в рамках решения своих задач, а процесс управления знаниями должен быть сквозным. Именно поэтому результатом естественного развития такого отдела будет трансформация в структуру, организующую управление знаниями в компании. И созданные ранее, и создаваемые в будущем курсы, тесты, программы будут лишь элементами единой системы управления знаниями.
Эдуард Пономарёв
http://edponomar.blogspot.ru/
https://www.facebook.com/eduard.ponomarjov
Эдуард Пономарёв
http://edponomar.blogspot.ru/
https://www.facebook.com/eduard.ponomarjov